Повозка с пулемётом

Автор: Maks Фев 1, 2022

Тачанка — конная повозка с установленным на ней пулеметом — стала одним из самых ярких символов Гражданской войны. Однако история тачанки началась значительно раньше.

ЛЕТУЧИЕ КОМАНДЫ

Идея разместить пулемет на подвижном шасси возникла едва ли не сразу после изобретения самого пулемета. Нам известны многочисленные примеры экспериментальных установок пулеметов на повозки, подвижные лафеты, даже на велосипеды. Так, в начале 1890-х годов полиция Нью-Йорка во время уличных бунтов использовала рессорные экипажи с митральезами (скорострельное артиллерийское орудие, стрелявшее патронами) «Гатлинг-Бульдог» для патрулирования улиц. Двуколки с установленным на них пулеметом применялись также бурами, воевавшими с Англией.

Однако консервативное армейское начальство на поделки отдельных энтузиастов смотрело скептически. Не была исключением и российская армия. Но Русско-японская война 1904-1905 годов показала необходимость для кавалерийских частей собственных штатных пулеметов. Тогда же появились и первые импровизации: пулеметы Максима устанавливали на одноконные повозки. Но, как и большинство импровизаций, они оказались малоэффективными.

Существовала главная проблема: как кавалерийские части могут перевозить пулеметы? Единственным вариантом была перевозка в седельных вьюках в разобранном виде.

Правда, существовали и весьма любопытные, хотя порой и курьезные проекты. Например, проект защищенной пулеметной повозки Апостолова, где лошадь впрягалась позади повозки с тумбовой пулеметной установкой и большим бронещитом. Похожие конструкции «тяни-толкаев» предлагались и в ходе Первой мировой войны: к примеру, трехколесный «щит-тележка» Стрельцова с впрягаемой позади парой лошадей и установкой сразу двух пулеметов Максима.

В итоге военный министр Владимир Сухомлинов приказал «несмотря на неполную приспособленность для кавалерии принимаемого типа пулемета Максима, ввести их ныне на вооружение конницы». Но вопрос перевозки оставался нерешенным несколько лет.

Исправить ситуацию удалось только принятием на вооружение пулемета Максима образца 1910 года на станке системы Соколова. Его можно было возить на пулеметной двуколке. Однако стальная двуколка, разработанная тем же полковником Александром Соколовым, предназначалась только для транспортировки. Лишь в исключительных случаях уставом допускалась стрельба прямо с нее.

Впрочем, начало Первой мировой войны обернулось для России сплошным «исключительным случаем». И в 1915 году в русских кавалерийских полках стали создаваться импровизированные «летучие пулеметные команды». С огромным риском они выскакивали на своих повозках перед фронтом, чтобы быстро установить пулеметы на позицию и обстрелять выдвинутую полевую артиллерию или пехоту противника.

Во главе такой команды 3-го Хоперского казачьего полка отличился сотник Андрей Шкуро, будущий знаменитый белый командир. Пулеметы под его командованием эффективно громили германские артиллерийские расчеты и пехотные цепи, а затем поддерживали контратаку русских войск.

ТАЧАНКА С ЮГА

Эх, тачанка - ростовчанка....Однако в по-настоящему грозное оружие пулеметные повозки превратились в ходе Гражданской войны.

Изначально тачанка (от слова «тачать» — гнать, погонять) была вполне мирным средством передвижения — двуконной четырехколесной бричкой с открытым кузовом, стальными коваными осями и стальными рессорами. Легкий кузов собирался на прочной раме, стянутой металлическими накладками. Колеса — деревянные, со стальными шинами. Передние колеса были меньше задних, чтобы свободно проходить под кузовом. Это позволяло поворачивать переднюю ось на большой угол и делало тачанку очень маневренной. Благодаря низкому центру тяжести и хорошей устойчивости тачанка могла делать крутые повороты даже на большой скорости.

Передняя наклонная стенка и крылья кузова защищали возницу и пассажиров от грязи и песка, летевших из-под копыт лошадей и колес повозки.

Тачанки были особенно популярны на юге России, где чиновникам, врачам или священникам часто приходилось отправляться в длительные поездки по ухабистым дорогам, а то и просто по голой степи.

Сложно сказать, кто первым додумался применить тачанку на поле боя. Обычно упоминаются имена Нестора Махно, Семена Буденного, Николая Щорса. В общем-то, это была идея, витавшая в воздухе.

Что же представляла из себя тачанка времен Гражданской войны? Масса самой повозки составляла от 500 до 650 кг, но с пулеметом, боекомплектом из пяти коробок с лентами, личным оружием и вещами, фуражом для лошадей и провиантом для бойцов на двое суток тачанка весила больше тонны. Поэтому вместо обычной двуконной запряжки часто применяли усиленную — в три-четыре лошади. Это зависело от наличия пригодных лошадей, ведь требовались сильные и резвые кони.

Пулеметы Максима в огромных количествах достались воюющим сторонам Гражданской войны от царской армии. Пулемет обычно устанавливался на штатном станке на доске заднего сиденья тачанки. На откидную переднюю скамеечку устраивались двое человек расчета — стрелок и его помощник. Впереди сидел ездовой, он же — запасной помощник. Способы крепления пулемета могли быть разными, но любой способ предусматривал быстрое снятие орудия с тачанки.

ГРОЗНОЕ ОРУЖИЕ МАХНО

Тактика применения тачанок в бою была проста — выехать на фланги противника, развернуться и открыть огонь. Внезапный пулеметный огонь с фланга или тыла практически всегда повергал врага в панику.

Применялась тачанка и для стрельбы из укрытия. Известна тактика «перекатов», когда одна часть тачанок вела огонь, а другая в это время перемещалась на новую огневую позицию.
Но все же — по возможности — пулеметы с тачанок старались снимать, занимая привычную пулеметную позицию. Повозку с лошадьми отгоняли в укрытие, чтобы защитить от ответного огня противника.

Кстати, вопреки эффектным картинам и кинокадрам огонь с движущейся тачанки вели разве что от отчаяния. Попасть хоть во что-то со скачущей на ухабах повозки можно было лишь случайно.

Управление лошадьми в четверной запряжке требовало от ездового немалого умения. Тачанка должна была совершать крутые развороты, мгновенно останавливаться и так же мгновенно трогаться с места. Ездовому приходилось удерживать в руках четыре пары вожжей; если нужно, требовалось обрубить постромки убитой или раненой лошади.

В экипажи пулеметных тачанок старались отбирать лучших бойцов, хорошо владевших как пулеметом, так и конной упряжкой. Эти люди должны были обладать отчаянной храбростью, поскольку никакой защиты, кроме небольшого пулеметного щитка, не предусматривалось.

Как и другие виды конницы, тачанки представляли собой отличную мишень, легко уничтожаемую огнем из стрелкового оружия и артиллерией. Потери были велики, но среди прочих родов кавалерии экипажи тачанок считались своеобразной элитой.

Тачанки применялись всеми сторонами Гражданской войны. Особую популярность они приобрели у так называемых «зеленых» — в армии Нестора Махно. Там на тачанках не только перевозили пулеметы, но и перебрасывали пехоту, благодаря чему его армия могла преодолевать в день больше сотни километров, внезапно появляясь на самых неожиданных для противника направлениях. Так, в сентябре 1919 года крупные силы Махно за 11 дней прошли более 600 километров от Умани до Гуляй-Поля, захватив врасплох тыловые гарнизоны белых. Махновцы нередко маскировали тачанки копнами сена или тканевыми тентами, так что их колонны принимали за крестьян или цыганский табор, пока с кинжальной дистанции не начинали бить пулеметы.

ПО КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

Тачанка не была забыта и после окончания Гражданской войны. «Боевая конно-пулеметная тачанка образца 1926 года» долго оставалась на вооружении Красной армии. Она была намного проще и дешевле пулеметного броневика, не потребляла дефицитные горюче-смазочные материалы.

Было и еще одно преимущество. К личным качествам экипажа тачанки, конечно, предъявлялись высокие требования, но все же не требовалась длительная техническая подготовка, как для механика-водителя броневика или танка. Словом, и у тачанки имелась своя ниша на поле боя.

В Красной армии существовали и минометные тачанки. На пулеметный эскадрон кавалерийского полка полагалось четыре 82-мм миномета. Минометный огонь вели с земли, используя тачанку как средство доставки на позицию.

Таким образом, тачанки сохранялись в составе Красной армии и в 1941 году. В Великую Отечественную войну тачанки доставляли пулеметы на наземные позиции. Кроме того, на них нередко монтировали сдвоенные и счетверенные «Максимы» для противовоздушной обороны.

7 ноября 1941 года тачанки прошли в знаменитом параде на Красной площади, с которого войска уходили сразу на фронт. Не забыты они были и во время Парада Победы.

Окончательно тачанки были сняты с вооружения только в середине 1950-х годов. Некогда грозное оружие отправилось в музеи и на склады киностудий.

Дмитрий ШУХМАН

  Рубрика: История оружия 115 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,218 сек. Потребление памяти:9.01 mb