Русский отечественный

Автор: Maks Ноя 18, 2021

Бронеавтомобили в России появились еще во время Русско-японской войны. Штабс-ротмистр князь Михаил Накашидзе, успевший повоевать в Маньчжурии, построил во Франции пулеметный броневик на базе автомобиля фирмы «Шаррон».

Но готовый опытный образец прибыл в Россию только к окончанию войны, а сам князь погиб во время террористического акта, устроенного эсерами-максималистами 12 августа 1905 года на даче Столыпина в Петербурге. Взрывом были уничтожены и чертежи бронеавтомобиля, которые Накашидзе хотел показать премьер-министру.

Наш ответ Гинденбургу

По проекту Накашидзе было изготовлено всего десять броневиков. Все они поступили на вооружение русской армии. Их внимательно изучили, испытали в полевых условиях, а потом… отправили на хранение на склады. Тактико-технические данные нового по тем временам оружия не впечатлили генералов.

Вспомнить о броневиках пришлось сразу после начала Первой мировой войны. В августе 1914 года командующий Северо-Западным фронтом генерал Жилинский докладывал: «Немцы с успехом пользуются пулеметами, поставленными на бронированных автомобилях». В качестве противодействия вражеским броневикам были сформированы специальные отряды конных саперов, задачей которых было создание на дорогах препятствия для передвижений бронеавтомобилей неприятеля.

17 августа 1914 года военный министр России генерал Сухомлинов предложил полковнику лейб-гвардии Егерского полка Александру Добржанскому сформировать «бронированную пулеметную автомобильную батарею». Через два дня резолюцией военного министра было «положено начало существованию блиндированных автомобилей и формированию 1-й пулеметной автомобильной роты».

В первых числах сентября полковник Добржанский разработал эскизный проект нового бронеавтомобиля. Его предполагалось построить на шасси отечественного легкового автомобиля «Руссо-Балт» С24/40 с двигателем мощностью 40 л. с. Рабочие чертежи броневика были разработаны инженером-механиком, штабс-капитаном Корпуса корабельных инженеров Андреем Грауэном. Бронирование и установку вооружения решено было проводить в бронепрокатной мастерской №2 Ижорского завода. В процессе проектирования Добржанскому и Грауэну пришлось решить множество различных вопросов: от определения состава брони и способов ее соединения с металлическим каркасом до методов усиления шасси. Чтобы ускорить работу над опытным образцом, было решено отказаться от пулеметных башен и разместить вооружение — три 7,62-мм пулемета «максим» в корпусе в специальных установках, разработку которых поручили полковнику Соколову. Для создания бронеавтомобилей Военное министерство выделило восемь шасси. Изготовление броневиков было завершено в первых числах октября 1914 года.

12 октября была сформирована 1-я автомобильная пулеметная рота, состоящая из восьми бронеавтомобилей «Руссо-Балт тип С». Она прибыла в Царское Село, где ее лично осмотрел император Николай II. 16 октября рота отправилась на фронт.

И пули их не брали…

Как же были устроены эти бронеавтомобили? В качестве материала для их корпусов была выбрана хромоникелевая броневая сталь особой закалки. Листы толщиной от 3 до 5 мм предлагалось устанавливать на базовом каркасе с использованием болтов и заклепок. Грауэн и Добржанский использовали несколько оригинальных идей, позволивших повысить уровень защиты корпуса без применения тяжелой брони. Им удалось обеспечить защиту от винтовочных пуль при обстреле с дистанций до 200 м.

Броневой корпус машины «Тип С» состоял из двух основных отсеков: моторного и обитаемого. Для улучшения характеристик защиты было решено разместить основные бронелисты корпуса под углами к вертикали. Рациональные углы бронирования позволили повысить уровень защиты без серьезного роста веса всей конструкции. Лоб и корма машины были защищены наклонными листами толщиной 5 мм, борта имели толщину 3,5 мм, а сверху экипаж защищался 3-мм крышей.

Двигатель базового шасси располагался в передней части корпуса и был защищен угловатым капотом. Предусматривался наклонный лобовой лист с люком для вентиляции и вертикальные борта. Крышка капота была выполнена в виде двух наклонных и одной горизонтальной панелей. При этом боковые листы закреплялись на петлях и могли подниматься, открывая доступ к двигателю.

Обитаемый отсек корпуса имел шестиугольный лобовой лист, сопряженный с капотом. Борта корпуса состояли из двух основных деталей: нижние их части были установлены с развалом наружу, тогда как верхние сходились внутрь. Кормовая проекция защищалась крупным шестиугольным листом. В передней части обитаемого отсека предусматривалась небольшая надстройка. Таким образом, крыша отделения управления была выше крыши боевого отделения.

В корпусе предусматривался набор смотровых щелей и люков. Водитель, располагавшийся в передней части машины у правого борта, должен был следить за дорогой через смотровые щели в лобовом листе и борту. Посадка в машину производилась через люки в нижней части бортов. Кроме того, в лобовом, кормовом и верхних бортовых листах предусматривались люки для пулеметов со специальными подвижными щитками для защиты стрелков.

Под капотом нового броневика находился бензиновый двигатель мощностью 40 л. с. Как и множество машин того времени, базовый автомобиль имел зависимую подвеску на листовых рессорах.

Три «максима» — это сила!

Бронеавтомобиль «Руссо-Балт тип С»Экипаж бронеавтомобиля состоял из пяти человек: водителя, командира и трех стрелков. Из-за небольших габаритов обитаемого отсека посадка членов экипажа была крайне плотной. Посадка-высадка экипажа осуществлялась через боковую дверь в левом борту, а при необходимости экстренно покинуть машину имелся выход через откидной люк в задней части крыши машины.

Вооружение броневика состояло из трех пулеметов «максим» с жидкостным охлаждением ствола. Специально для новой боевой машины были разработаны два варианта пулеметных станков, устанавливавшихся рядом с амбразурами. В лобовом листе, корме и бортах корпуса предусмотрели по одной амбразуре оригинальной конструкции. В листах корпуса, рядом со станком пулемета, предусматривался широкий люк сравнительно небольшой высоты. Снаружи этот люк закрывался скользящим щитком, установленным на специальных держателях. В центре щитка находилось отверстие для кожуха ствола пулемета с небольшим дополнительным вырезом сверху для прицеливания. Таким образом, при перемещении пулемета в горизонтальной плоскости щиток скользил в своих держателях и постоянно закрывал широкий люк, обеспечивая требуемую защиту стрелка. Кроме того, конструкция амбразур позволяла максимально увеличить ширину обстреливаемого сектора, обеспечив некоторое перекрытие зон ответственности соседних пулеметов.

Броневик имел четыре подобные амбразуры, но оснащался только тремя пулеметами. По одному пулемету размещалось в лобовом и кормовом листах, а третий предполагалось устанавливать на один из бортовых станков, в зависимости от обстановки на поле боя. Вдоль бортов корпуса располагались стеллажи для патронных коробок. Общий боезапас нового бронеавтомобиля составлял 9 тысяч патронов — по 3 тысячи патронов на каждый пулемет.

Из-за того, что для строительства бронеавтомобиля было использовано шасси легкового автомобиля, и связанных с ним ограничений машина получилась компактной и маневренной. Общая длина броневика конструкции Добржанского не превышала 4,5 м, ширина и высота — около 2 м. Боевая масса с полным боекомплектом и экипажем находилась на уровне 2,96 т.

Соотношение характеристик базового шасси и нового корпуса отразилось и на ходовых характеристиках броневика. Его максимальная скорость на хорошей дороге не превышала 20 км/ч. На пересеченной местности максимальная скорость сокращалась вдвое. Запаса топлива хватало на 100 км пути по шоссе. Тем не менее для начала Первой мировой войны подобные характеристики были вполне достаточными и позволяли новой машине эффективно выполнять поставленные задачи.

Крещение огнем

Первая в русской армии автомобильная пулеметная рота отправилась на фронт 19 октября 1914 года. Она и была передана в оперативное подчинение штаба 2-й армии. Свое боевое крещение она получила в боях под Лодзью в ноябре 1914 года в составе Ловичского отряда генерал-лейтенанта Слюсаренко.

Эффект первого боевого применения русских броневиков оказался ошеломляющим. 10 ноября шесть пулеметных бронеавтомобилей под командованием штабс-капитана Шулькевича прорвались через занятый противником город Стрыков, а два пушечных автомобиля поддержали наступление 9-го и 12-го Туркестанских стрелковых полков. Немцы, попав между двух огней, были выбиты из города, понеся крупные потери.

За легендарный бой у Пабьянице 21 ноября 1914 года к награждению орденом Святого Георгия IV степени был представлен командир 1-й автомобильной роты полковник Добржанский, который «…действиями своей части в критический момент боя отбросил шедшего в обход левого фланга 19-го армейского корпуса противника в значительных силах, чем дал возможность названному корпусу удержать свои позиции».

Первый опыт боевых действий с участием бронеавтомобилей позволил выработать определенные тактические приемы. 11 февраля 1915 года приказом Верховного главнокомандующего №7 была введена «Инструкция для боевого применения бронированных автомобилей». Согласно инструкции, при наступательных действиях и встречных столкновениях в задачи бронеавтомобилей входили «самое интенсивное огневое содействие наружным флангам наших войск, обстреливание противника, занимающего укрепленную позицию, для облегчения приближения к ней наших атакующих частей». Одной из главных задач в обороне было «обстреливание действительным огнем выдвинувшихся или отделившихся частей противника, с целью облегчить переход в наступление наших войск». А при преследовании «неотступное преследование своим огнем», «врезаться как в самые отступающие колонны противника, так и особенно между отступающими его частями, для обстреливания его фланга».

Успешные действия русских бронеавтомобилей на фронте в числе прочих отметил и император Николай II.

13 февраля 1915 года он записал в своем дневнике: «От Ломжи до Прасныша идут успешные наступательные бои; наши войска забрали порядочно пленных германцев, орудий и пулеметов; очень помогли успеху автомобили с пушками и пулеметами!»

В сентябре 1916 года 1-я автомобильная пулеметная рота, не выходившая до этого времени из боев (кроме трехмесячного перерыва, во время которого производился капитальный ремонт автомобилей), была переформирована в 1-й броневой дивизион. При этом ему было передано 33-е автомобильное пулеметное отделение, на вооружение которого поступили английские пулеметные бронеавтомобили «Остин». До лета 1917 года 1-й броневой дивизион находился в Финляндии, прикрывая дислоцированные там части русской армии от возможной высадки немецкого десанта, затем дивизион был переведен в Петроград. Как минимум три бронеавтомобиля «Руссо-Балт» дожили до конца Гражданской войны и по состоянию на 1921 год числились в составе бронечастей Красной армии.

Александр ЕГОРОВ

Загадки истории » История оружия » Русский отечественный

, , ,   Рубрика: История оружия 62 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:33. Время генерации:0,790 сек. Потребление памяти:12.74 mb