Реактивный «Тигр»

Автор: Maks Май 21, 2019

В конце Второй мировой войны творческая фантазия танкостроителей нацистской Германии разыгралась не на шутку. Были изготовлены опытные образцы бронетанковой техники, которые, по замыслу их создателей, переломили бы ход боевых действий на всех фронтах войны.

Большинство задумок германских конструкторов не вышло за пределы их КБ. Кое-что, правда, было воплощено в металле. Но некоторые из образцов «вундерваффе» были запущены в серию, и им удалось поучаствовать в боевых действиях в конце войны.

Родом из флота

Как считают некоторые военные историки, идея создания сверхмощного самоходного орудия, способного одним выстрелом уничтожить укрепленный узел вражеской обороны, появилась у руководства вермахта сразу после окончания боев за Сталинград.


Именно тогда «отец панцерваффе» генерал Гейнц Гудериан предложил создать тяжелую самоходку, надежно защищенную и вооруженную сверхмощным орудием, которая могла бы в условиях боевых действий на узких улочках крупного населенного пункта уничтожать дома, превращенные в крепости.

Как раз к тому времени в Германии началось производство тяжелого танка «Тигр». На его шасси и решено было создать самоходку. Изначально планировалось установить на нее в качестве основного орудия 210-миллиметровую гаубицу. Однако по причине возникших технических сложностей с приспособлением гаубицы к установке в корпусе тяжелого танка от этой идеи пришлось отказаться.

И тут специалисты по вооружению вспомнили об одном опытном образце, предложенном, правда, конструкторами не вермахта, а кригсмарине. Речь шла о 380-миллиметровом реактивном бомбомете RW-61, который предполагалось использовать в военно-морских силах нацистской Германии. Вес снаряда RW-61 составлял 350 килограммов. Бомбомет должен был размещаться на немецких крейсерах. По каким-то причинам этот бомбомет не был принят на вооружение кригсмарине. И теперь он нашел применение в панцерваффе, получив индекс StuM RM 61 L/5.

Опытный образец штурмового танка был изготовлен фирмой «Алкетт» и показан Гитлеру. Фюрер пришел в восторг от увиденного (он обожал подобные машины-монстры), после чего последовало решение — начать серийное производство данных штурмовых орудий. Но с принятием их на вооружение тянули, так как офицеры в Генштабе придерживались мнения, что это бесполезная трата сил и времени в сложившейся ситуации на фронте, когда немецким войскам чаще требовалось обороняться, нежели наступать.

Кроме того, для переделки в тяжелые самоходки годились только «Тигры» поздних выпусков, с внутренней амортизацией катков и более мощным двигателем, что тоже не способствовало росту числа доступных для переделки машин. Несмотря на это, под давлением Гитлера к лету 1944 года первая партия «Тигров» была отправлена на завод фирмы «Алкетт» для конверсии их в самоходки, получившие название «Штурмтигр».

Броня крепка…

«Штурмтигр»«Штурмтигры» строились на шасси тяжелого танка «Тигр», поэтому обе машины имели идентичную компоновку. Изменению подверглись лишь боевое отделение и лобовое бронирование. Броневой корпус базового танка оставался в целом без изменений. Удалялись лишь крыша подбашенной коробки, верхняя и средняя лобовые детали. Кроме того, на нижнюю лобовую деталь части САУ устанавливалась дополнительная бронеплита. Корпус и рубка «Штурмтигра» собирались при помощи сварки из катаных броневых плит хромоникелевой стали. Лобовая часть корпуса была образована верхней бронеплитой толщиной 70 миллиметров, расположенной под углом 80° к вертикали, и нижней, толщиной 100 миллиметров, расположенной под углом 25°. На части выпущенных машин к нижней лобовой детали при помощи болтов крепилась дополнительная плита толщиной 50 миллиметров. Борта корпуса располагались вертикально и имели толщину 62 миллиметра в нижней части и 82 миллиметра — в верхней. Корма корпуса была образована 82-миллиметровой бронеплитой, расположенной под углом 8°. Днище корпуса и крыша моторного отделения имели толщину 28 миллиметров.

Сверху на боевое отделение и отделение управления устанавливалась и прикреплялась к корпусу болтами рубка коробчатой формы. Лобовая бронеплита рубки имела толщину 150 миллиметров и устанавливалась под углом 47° к вертикали, борта и корма собирались из 82-миллиметровых бронеплит и имели углы наклона 20° и 10° соответственно. Крыша рубки была образована 40-миллиметровой бронеплитой. В лобовой части рубки в литой шаровой установке размещался 380-миллиметровый бомбомет, прикрытый массивной литой же броневой маской, служившей также противовесом для уравновешивания орудия.

Для загрузки 380-миллиметровых ракет в САУ служил специальный двухстворчатый люк в крыше рубки. Одна из его створок не имела петель и демонтировалась лишь для загрузки боеприпасов, вторая же использовалась для посадки и высадки экипажа. Для посадки и высадки экипажа также использовался и люк командира, а в экстренных условиях — и эвакуационный люк в кормовой плите рубки. Для доступа к агрегатам двигателя в крыше моторного отделения имелся ряд люков, однако доступ к агрегатам трансмиссии был значительно затруднен по сравнению с базовой машиной — для ее демонтажа необходимо было предварительно снять всю броневую рубку, перекрывавшую часть трансмиссионного отделения.

Молот бога Тора

Вооружение «Штурмтигра» было поистине сверхмощным. Недаром его часто сравнивали со всесокрушающим молотом бога Тора. Ствол бомбомета хотя и имел длину всего в 5,4 калибра, но это компенсировалось большим весом и мощностью снаряда.

Казенная часть бомбомета состояла из кожуха, реечного механизма и плиты замка толщиной 65 миллиметров. Заряжание орудия имело одну оригинальную особенность: после досылания снаряда в ствол и запирания последнего между плитой и задней частью снаряда оставался небольшой зазор в 12-15 миллиметров. В снарядах бомбомета был солидный метательный заряд, а также маршевый твердотопливный двигатель. Очевидно, что метание 350-килограммового боеприпаса даст отдачу колоссальной силы. Поэтому зазор между снарядом и замком был связан с каналами кожуха ствола. Между стволом и его кожухом имелось пространство, через которое пороховые газы вырывались наружу, в сторону дула. Благодаря этой системе на «Штурмтигр» не пришлось ставить противооткатные устройства.

В отличие от других ствольных артиллерийских систем, бомбомет проектировался для стрельбы твердотопливными активно-реактивными снарядами. Фугасные боеприпасы массой 351 килограмм оснащались метательным зарядом и шашкой твердотопливного двигателя. В передней части снарядов помещалось до 135 килограммов взрывчатого вещества. Дно боеприпаса имело 32 наклонных отверстия, расположенных по окружности. Благодаря конфигурации этих «сопел» снаряд вращался в полете. Также небольшое вращение придавалось ему нарезами ствола, в которые входили специальные штифты снаряда. Активно-реактивная система привела к интересной особенности стрельбы: дульная скорость снаряда не превышала 40 метров в секунду. Через мгновение после выхода снаряда-ракеты из ствола происходило воспламенение шашки двигателя. Последний разгонял снаряд до скорости 250 метров в секунду. Заряд 380-миллиметрового снаряда инициировался от взрывателя, который мог настраиваться на задержку от 0,5 до 12 секунд. Согласно инструкциям, при максимальном возвышении ствола дальность стрельбы составляла 4400 метров.

Из-за оригинального орудия со спец-боеприпасом пришлось пересмотреть порядок заряжания орудия. Активнореактивные снаряды помещались в ствол вручную, через казенную часть. Для этого в боевом отделении имелись специальный лоток с роликами и небольшой тельфер с ручным приводом. Перед заряжанием требовалось опустить ствол в горизонтальное положение, после чего конструкция затвора позволяла отпереть его. Далее снаряд вручную досылался в ствол. На случай, если боеприпас не попадал своими штифтами в нарезы ствола, экипаж располагал специальным ключом, которым можно было провернуть его на нужный угол.

Боекомплект «Штурмтигра» состоял из 12-14 снарядов. По шесть штук размещалось в держателях на боковых стенках боевого отделения. Тринадцатый снаряд помещался в ствол, а 14-й — на лоток. Ввиду большой массы и габаритов снарядов заряжание бомбомета требовало много времени. Хорошо тренированный экипаж успевал сделать не более одного выстрела за 10 минут. При этом в процедуре заряжания участвовало четыре члена экипажа из пяти. Не менее трудоемким было и снаряжение боекомплекта. На крыше рубки устанавливался специальный кран, с помощью которого снаряды переносились с машины снабжения в боевое отделение. Для этих целей над лотком орудия имелся специальный люк. Опущенный снаряд при помощи внутреннего тельфера переносился на свое место, после чего процедура повторялась.

Отсутствие противооткатных устройств позволило установить бомбомет на сравнительно простой шаровой установке. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось в пределах 10° от оси, в вертикальной — от 0 до 85°. Орудие наводилось при помощи телескопического прицела с трехкратным увеличением. Дополнительное вооружение «Штурмтигра» состояло из шаровой установки пулемета MG-34 или MG-42 с боезапасом в 600 патронов. Вместо крышки люка для загрузки снарядов мог устанавливаться модуль с 90-миллиметровым казнозарядным минометом. Экипаж был вооружен пистолетами-пулеметами МР38/40.

«Штурмтигры» в бою

Всего было сформировано четыре роты «Штурмтигров», каждая из которых должна была по первоначальному штатному расписанию иметь 14 машин. Однако поскольку объемы производства САУ явно не соответствовали запросам армии, то уже с сентября 1944 года это число было сокращено до четырех машин в двух взводах.

Впервые в бой довелось вступить прототипу «Штурмтигра». Сразу же после завершения полигонных испытаний он был вместе со всего лишь 12 ракетами боезапаса по железной дороге доставлен в Варшаву, где в августе началось восстание против нацистов. С 13 по 28 августа «Штурмтигр» вел огонь по позициям восставших.

На фронте же эти машины с переменным успехом сражались против наступавшей Красной армии и войск союзников. «Штурмтигры» успешно использовались для разрушения занятых англо-американскими войсками укреплений линии Зигфрида, а в некоторых эпизодах показали даже способность успешно бороться с танками противника. Так, «Штурмтигру» удалось уничтожить одним выстрелом сразу три средних американских танка М4 «Шерман». В марте-апреле 1945 года большинство «Штурмтигров» (а всего было изготовлено 18 экземпляров этого САУ) были брошены или уничтожены своими экипажами после неустранимых в полевых условиях поломок или из-за нехватки топлива и боеприпасов. Уцелевшие супертанки Гитлера сегодня можно увидеть лишь в танковых музеях мира.

Александр ЕГОРОВ



, ,   Рубрика: История оружия

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,377 сек. Потребление памяти:10.65 mb