«Русские танки» в Брюсселе

Автор: Maks Дек 7, 2021

EXPO-1958 в Брюсселе под девизом «Человек и прогресс» для СССР значила гораздо больше, чем просто выставка. Холодная война была в разгаре, и весь мир замер в ожидании противостояния СССР — США на европейской арене…

В конечном счете, то, что произошло тогда в Брюсселе, стало нашим большим триумфом. Западная пресса писала, что Советский Союз превзошел Штаты в научном и техническом отношениях! Понимали это и сами американцы.

США подвел «Атлас»

Незадолго до открытия ЕХРО-1958 СССР запустил в космос два спутника. И американские газеты тогда на полном серьезе пугали обывателей перспективой о «Красной Луне» (нашим господством в космосе), но по сути делали СССР бесплатную рекламу… После такого любая европейская домохозяйка, даже и не читавшая доселе газет, знала наизусть слово «спутник» по-русски и рвалась увидеть это космическое чудо воочию.

А вот у самих американцев все вышло наоборот. Накануне американский запуск ракеты «Атлас», призванный в пику Советскому Союзу явить миру космическую мощь Штатов, сорвался. А ведь по замыслу макет «Атласа» должен был прорезать крышу их павильона и возвыситься над ней в виде шпиля. Но запуск сорвался, а дыра в крыше осталась. Дизайнеры ее кое-как обыграли, но все равно у посетителей оставались недоумение и вопросы… Даже враждебный СССР журнал российских эмигрантов «Возрождение» писал: «Павильон США многих разочаровал. В центре бассейн, к нему тянутся какие-то ветви через отверстие в потолке, на пляже «отдыхают» куклы-купальщицы и расхаживают модели в купальниках. Нужно ли это здесь?» Едва ли не самым популярным экспонатом американцев на выставке стала гитара Элвиса Пресли…

У СССР же центром экспозиции были космические аппараты. Ради 84-килограммовой копии первого искусственного спутника Земли публика выстраивалась в очередь. Чудом техники за время выставки в Брюсселе успели полюбоваться аж 30 миллионов человек. Посетители шли сначала в советский павильон, а потом уже к американцам. «Но очень скоро разочарованная публика, — как писало все то же эмигрантское «Возрождение», — переходила обратно в советский павильон и сравнивала увиденное. Любопытство к СССР было невероятное: у русских так много того, что можно посмотреть, у американцев — ничего!»

США сделали акцент на сферу потребления и развлечений — и проиграли. Потом американские газеты утверждали, что Вашингтон банально недооценил своего главного противника — не ожидал, что Москва представится столь мощно и что основную часть выставки займут научные и конструкторские образцы самого высокого уровня.

Парфенон из стекла и стали

Выставка ЕХРО 1958 в БрюсселеОрганизаторы выставки — бельгийские чиновники — только и говорили, что о советской экспозиции, мол, «думали, русский павильон будет большой стилизованной избой, а тут явилось чудо современной архитектуры — этакий Парфенон из стекла и стали»! Пресса трубила об инновациях и оригинальной конструкции: «Здание без фундамента буквально висело на 16 мачтах-опорах и, сверкая стеклянными стенами, выглядело внушительно!» Главное — «советский Парфенон» был буквально набит образцами техники всех видов.

Модели атомохода «Ленин» и туполевский лайнер; шагающий экскаватор и катер с подводными крыльями; угольные комбайны и грузовики; автоматические станки, автомобили «Волга» и «Чайка»… Европа ахнула — советские товары вполне отвечали стандартам качества. Посетителей впечатляли телевизоры «Темп» и фотоаппараты «Зенит», советский крепдешин и шерстяные павлово-посадские платки… 80-килограммовый «Мишка косолапый» (гигантская конфета фабрики «Красный Октябрь») стал любимцем европейцев. СМИ говорили о «водопаде золота и Гран-при, пролившемся над советским павильоном»…

Уже после выставки (в 1959 году) генсек Никита Хрущев прилетит в США на Ту-114, который американцев потряс еще в Брюсселе. Когда он приземлился, сотрудники вашингтонского аэропорта вошли в ступор — для пассажирского гиганта у них не нашлось трапа нужной высоты. Уже в 1958 году Ту-114 славился 32 мировыми авиарекордами, но на выставке советский авиапром затмил всех остальных. И вышло это благодаря скандалу, затеянному американцами…

Главной интригой Брюсселя стал автомобиль «Волга» — ГАЗ-21. «Русские танки в Брюсселе!» — кричали газеты, когда легковушка «сшибла трамвай на перекрестке» (насчет «сшибла», скорее всего, преувеличение по принципу «не соврешь — не расскажешь»)… Но американцы такого повышенного внимания к нашему авто не выдержали и сделали свой ход. Подали иск на плагиат.

Когда скандал — лучшая реклама

С 1954 года (предсерийный выпуск ГАЗ М-21 «Волга») США считали это авто угрозой своему доминированию на мировом рынке. Даже выпустили машину со схожими параметрами (нынче считается аксиомой, что «форд-мэйнлайн» во многом прототип «Волги»), Допустить широкие продажи ГАЗ М-21 конкуренты не могли и в Брюсселе до открытия ЕХРО-1958 устроили провокацию невиданного уровня. Компании «Форд» и «Паккард» сделали официальное заявление организаторам выставки о том, что советские автомобили — это всего лишь копии американских машин, которые выпускались в США уже несколько лет. Обе кампании грозили Бельгии санкциями, если советские машины не будут подвергнуты аресту.

Разразился грандиозный скандал: газеты стали кричать, что русские не только украли у американцев «Волгу» и «Чайку», но и до сих пор не расплатились с ними за строительство завода, на котором эти машины производятся. Неслыханное дело — Советский Союз вынуждали отказаться от производства собственных автомобилей! Однако этого сделать не удалось.

Советская сторона доказала, что 72 миллиона золотых рублей (стоимость контракта по производству машин) Советским Союзом была выплачена полностью и без задержек.

Советское руководство тут же связалось с «Фордом» и «Паккардом» и получило странный ответ, что их компании к СССР никаких претензий не предъявляли! Автокомпания «Паккард» вообще молчала.

В 1958 году она дышала на ладан — ей тягаться в судах с таким мощным субъектом мирового права, как СССР, и получить что-либо простым нахрапом было не под силу.

Вскоре выяснилось, что претензии к СССР поступили от какой-то непонятной и неизвестной фирмы, а по указанному в бумагах адресу вообще вместо юридической конторы находится мебельный магазин! То есть скандал от мифического посредника быстро сдулся, «Форд» с «Паккардом» от претензий отказались, СССР права на выставочный показ автомобилей отстоял… Нужно ли объяснять, что подобное лишь подогрело интерес к советской выставке в Брюсселе?!

«Волгу» бельгийцы прозвали «танком на колесах», скандинавы — «танком во фраке», англичане — «рабочей лошадкой», греки — «акульей пастью» (ее решетка радиатора и вправду выглядела грозно), а советская автомобильная экспозиция удостоилась Гран-при. Хотя, конечно, этот успех был не по причине громкой скандальной рекламы, а в силу реальных достоинств советской науки и техники.

К тому же нужно учесть, что все представленное на ЕХРО-1958 придумала, создала, изобрела и произвела страна, которая всего тринадцать лет тому назад пребывала в страшнейшей послевоенной разрухе, но, изобретая и создавая эти чудеса, отменила карточки на питание намного раньше той же Англии. Именно СССР мог похвастаться таким, например, техническим чудом, как тот же ледокол «Ленин», представленный на выставке Брюсселе в 1958 году. К слову, ничего подобного и сегодня нет ни у одной европейской страны. Так что успех шестидесятитрехлетней давности можно назвать настоящим триумфом Страны Советов!

Людмила МАКАРОВА

Загадки истории » Назад в СССР » «Русские танки» в Брюсселе

, ,   Рубрика: Назад в СССР 91 раз просмотрели

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:35. Время генерации:0,189 сек. Потребление памяти:9.69 mb