Скандальная «Земля Санникова»

Автор: Maks Янв 21, 2020

В 1926 году в Советском Союзе вышел роман географа и путешественника Владимира Обручева «Земля Санникова». Рассказ о том, как русские исследователи нашли на Севере теплый остров вулканического происхождения и провели там несколько лет, общаясь с его жителями, экранизировали в 1973 году. Картина очень полюбилась советским зрителям.

За кадром романтической, героической картины «Земля Санникова» остались ужасные перипетии отношений, которые сложились между участниками съемочной группы. Руководство «Мосфильма» решило поручить съемки фильма по сверхпопулярному, многократно переизданному произведению начинающим режиссерам Альберту Мкртчяну и Леониду Попову.

Убрать диссидента!

Те очень обрадовались такому поручению и замыслили очень масштабный проект. Для начала решили пригласить Владимира Высоцкого на роль офицера-авантюрисга Крестовского и его жену французскую актрису Марину Влади на роль невесты ученого Ильина. Высоцкий, пройдя пробы, страшно обрадовался этой работе. Он написал для картины три песни, которые сегодня считаются одними из лучших в его творческом наследии: «Белое безмолвие», «Балладу о брошенном корабле» и «Кони привередливые».

Советская власть, мягко говоря, прохладно относилась к великому барду: партийные бонзы от искусства, имен которых сегодня никто не помнит, делали вид, что Высоцкого как бы нет. А тут «очень удачно» записи выступления великого барда прозвучали на радиостанции «Немецкая волна». После этого генеральный директор «Мосфильма» Николай Сизов, по указке главы отдела культуры ЦК КПСС объявил Владимира Семеновича диссидентом и антисоветчиком. И в роли актеру отказали.

Конфликты, конфликты…

Земля СанниковаВ итоге сыграть Крестовского предложили блестящему и тогда уже известному артисту Олегу Далю. Даль, самолюбивый и ранимый, на роль согласился. Но изначально очень обиделся на то, что стал «дублером» Высоцкого.

Алкоголизм Олега Ивановича сыграл отнюдь не на руку работе: часто съемки начинались затемно. Актер не успевал протрезветь после вечерних возлияний. Это сказывалось и на игре, и на внешнем виде. В итоге работу приходилось откладывать до того момента, пока исполнитель, роли Крестовского не приходил в нормальное состояние.

Между постановщиками теплые отношения не установились: они то и дело ссорились. Взгляды их на то, каким должен быть конечный результат, не совпадали.

Такие же отношения сложились между сценаристами Владимиром Федосеевым и Марком Захаровым, Правда, заочно. Захаров, еще не ставший известным режиссером, в те годы немало занимался литературной работой. Мкртчяну не пришлась по душе работа Федосеева. И он попросил Захарова переработать сценарий. Марк Анатольевич, как оказалось, романа Обручева не читал. И предложил режиссеру: «Ты мне обрисуй тему и что ты хочешь увидеть». Позже режиссер оценил сценарий так: «Мы ведь написали совсем другую историю, к сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора, — это идея: неизвестная земля, которую надо открыть».

Роль Ильина дали главному красавцу советского кино Владиславу Дворжецкому. А беглого каторжника Губина поручили молодому Сергею Шакурову. Покладистый и миролюбивый Георгий Вицин согласился сыграть Игнатия, слугу золотопромышленника Перфильева.

Актерский состав получился вполне звездный. Вот только отношения стали конфликтными не только между режиссерами: актеры выступили против постановщиков. Съемки проходили в самых разных местах страны: от Камчатки до льдов Финского залива. И скандалы, которые следовали один за другим, очень мешали работе. А тут еще в съемки включили дублеров, которые выполняли трюки за актеров. Началась неразбериха, выводившая многих из себя.

Главным возмутителем спокойствия стал известный своей жесткой прямотой Сергей Шакуров. Он открыто обвинил постановщиков в дилетантстве. Даль и Дворжецкий вскоре присоединились к нему: они стали открыто оспаривать указания режиссеров.

Апогеем конфликта стала телеграмма, которую артисты послали руководству «Мосфильма». В ней они потребовали сменить режиссеров. Послание заканчивалось словами: «Сидим в г… вне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров».

Бунтовщиков вызвали на «Мосфильм» «на ковер». Им заявили, что режиссеров менять не будут. А вот актеров поменяют хоть сегодня. Первым сломался Дворжецкий, которого, в случае отказа от роли, обещали исключить из очереди на квартиру. Вицин также сразу пошел на попятную. Также быстро отказался от «показаний» и Даль. Шакуров остался при своем мнении, С Дворжецким, Вициным и Далем он отношения разорвал. Съемки в картине прервал — его быстро заменили молодым Юрием Назаровым. Часть сцен, в которых не видно лица Шакурова, переснимать не стали. Фамилия его в титрах не появилась.

Не успели избавиться от Шакурова, как в конфликт с постановщиками включился Назаров. Часть съемок проходила на Кавказе — артиста возмутило отношение режиссеров к людям из массовки. Он вспоминал: «Детей мучили на площадке по 12 часов, в то время как по КЗОТу они могли быть заняты только четыре часа. Я заступился за 12-летних девчонок: Съемки остановили на неделю, чтобы создать навесы и приемлемые условия. Это не понравилось Мкртчяну».

Даль все время съемок не переставал пить. Мкртчян каждый раз боялся, что он сорвет всю работу. Об Олеге Ивановиче он говорил: «Когда Даль не пил, он был прекрасный человек, тонкий, чувствующий, а когда пил, становился невменяемым. Невозможно было с ним разговаривать…»

Неразбериха во всем

Бюджет картины был, мягко говоря, ограничен. Зрители помнят, что во время сцены в ресторане, где знакомятся главные герои, стол буквально ломился от черной икры. Но участники съемочной группы знали, что роль икры исполняла выкрашенная реквизиторами в черный цвет перловая каша. Только на бутерброд Дворжецкого был положен настоящий деликатес. Какого труда стоило артисту растянуть бутерброд на восемь дублей!

Разгильдяйство царило на съемочной площадке с начала и до конца съемок. Крестовский, согласно сценарию, карабкался на вышку. Сцену снимали в Выборге. Вот как вспоминала об этом одна из дублерш: «Древняя башня XII века была сложена из громадных гранитных валунов. Володя Балыбердин и Юра Горенчук очищали стены от свободно лежащих камней, вбивали крючья, опробовали их. Инженер по технике безопасности, видя, как ребята бегают по карнизу второго яруса, хватался за сердце. Он не понимал и не видел страховки — веревок, карабинов, схватывающих узлов».

Во время съемок сцены на башне не заметили, что в кадр попали телевизионные антенны. Пришлось сцену переснять, предварительно уничтожив все антенны. Жители города в тот момент смотрели значимый футбольный матч.

В общем, как-то так, через пень в колоду, съемки и завершились. Картина, к всеобщему удивлению, вышла успешная.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ

Музыка цифр

В 1973 году «Землю Санникова» посмотрели 40 миллионов зрителей. Из-за популярности ей присвоили вторую прокатную категорию вместо третьей.

Песню «Есть только миг» Александра Зацепина на слова Леонида Дербенева, которая звучит в картине в исполнении Олега Анофриева, уже в XXI веке в результате голосования на передаче «Достояние республики» признали самой любимой песней россиян.



  Рубрика: Искусство и телевидение

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,220 сек. Потребление памяти:8.69 mb