Спор об исламе

Автор: Maks Ноя 18, 2022

Суннизм и шиизм — такие же два течения в исламе, как православие и католичество в христианстве. Оба истово верят в Аллаха, они даже могут вместе совершать хадж и молиться. Но различий между догматами их веры никто не отменял, и появились они не спустя несколько веков, как у христиан, а практически сразу после смерти пророка Мухаммеда…

Смерть основателя веры — всегда потрясение для последователей и, что греха таить, начало отчаянной борьбы за власть над умами единомышленников. Так что не удивительно, что не успели еще похоронить тело Пророка, а его последователи уже сцепились друг с другом.

Разделился на два

Арабы — люди горячие, свои претензии на право руководить мусульманами они отстаивали не словом, а мечом. Точнее, при первых четырех халифах, которых мусульмане называют Праведными, община верующих (иначе — умма) была еще относительно единой. Но даже первого после Мухаммеда халифа Абу Бакра некоторые племена в Аравии отказались наотрез признавать.

Два года, пока Абу Бакр пребывал в должности халифа, он систематически воевал с инакомыслящими, во время войны в Сирии и Ираке он заболел и умер. Назначенный им второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб был немного успешнее, своим непокорным народом он управлял около десяти лет.

Огнем и мечом он прошелся по Сасанидской Персии, Египту, Византии, Месопотамии, Сирии и Палестине. И мятежи подавил. Однако умер Умар насильственной смертью — его убил обращенный в рабство перс. Третий халиф был выбран из нескольких претендентов, согласно воле Умара. И это был один из вождей курайшитов Усман ибн Аффан. Он правил арабами около 12 лет, создал могучее государство — при нем пала империя Сасанидов, воины Аллаха дошли до Инда, вторглись в Пиренеи и полностью захватили всю Северную Африку. Но и третий халиф умер не своей смертью — он погиб в междоусобной борьбе, успев, правда, собрать из разрозненных рассказов и изречений главную книгу мусульман Коран.

Четверым халифом был избран кузен Мухаммеда, женатый на его дочери Фатиме, Али ибн Абу Талиб. Однако не все были согласны с таким избранием предводителя арабов. Али, как водится, приблизил к себе верных сторонников и перенес столицу из Медины в Куфу. Многие бывшие сановники оказались не у дел, они организовали мятеж, и, что самое неприятное, к мятежникам присоединилась вдова Мухаммеда Аиша. Армия мятежников ворвалась в Басру и без суда казнила шесть сотен человек, которые считались убийцами Усмана. Четвертому халифу пришлось сражаться со своими соплеменниками и единоверцами. В сражении, известном как «Битва верблюдов», победило войско Али. И вот с этим часть мусульман примириться никак не могла.

Они стали считать четвертого халифа незаконным. Против Али выступил сирийский наместник Муавия. Часть мусульман отделилась от Али и поклялась покончить с ним, что и произошло в 661 году. Такую же судьбу последние прочили и Муавии, и еще двум лидерам — Амру ибн аль-Асу и Хасану ибн Али. Но Муавия был хитрым и дальновидным, ему удалось удержать власть, создать в 661 году Омейядский халифат, перенести столицу в Дамаск и завещать престол своему сыну.

Спор об Али

Все последователи Пророка исповедовали ислам, но единства среди верующих не было. В мусульманской умме царил страшный раскол. Хариджиты объявили себя единственно верными делу Пророка, а всех остальных, в том числе и Али, войско которого они покинули, и Муавию, — извратителями истины. Доказывали верность Пророку они специфически — стремились физически устранить всех влиятельных противников. Мало того, что они зарезали Али, они покушались и на Амру, и на Муавию. Впоследствии в недрах хариджитов сформировалось несколько десятков более мелких диссидентских течений. Но погоды на религиозном горизонте в халифате они не делали. Основная борьба велась между двумя более крупными группировками — суннитами и шиитами.

Первоначально спор шел только о правомерности передачи власти над мусульманами. Сунниты считали, что власть должна передаваться наиболее уважаемому вождю из среды курайшитов и признавали только трех Праведных халифов — Абу Бакра, Умара и Усмана. Они были избраны руководить остальными не по причине близкого родства с Пророком, а по причине праведности. Этой точки зрения придерживалась большая часть мусульман.

Мистически настроенная часть единоверцев полагала, что власть должна переходить по принципу родства, и считала Праведных халифов узурпаторами, поскольку первым халифом после смерти Мухаммеда должен был стать его зять Али. Себя эти последователи Пророка называли просто — шииты, то есть приверженцы. Их было чуть не втрое меньше, чем суннитов.

Главой мусульманской уммы сунниты признавали правителей, халифов, а шииты — имамов, то есть духовных вождей. Али был не просто четвертым халифом, он был еще и имамом. Государство, которое должен был построить на Земле Али, было не халифатом, а имаматом. Только имамы обладали непогрешимостью, как римские папы, только они стояли выше всех известных пророков, кроме, разумеется, Мухаммеда.

Сунниты и шиитыИ, после смерти Мухаммеда, они были назначены духовными лидерами самим Аллахом. Сунниты были, конечно, благочестивы, но некоторые из них над верой в непогрешимость имамов посмеивались: имамы тоже люди, а люди грешны по своей природе. На имамов суннитам было наплевать, их вера предполагала, что между Аллахом и человеком никаких посредников быть не может. Для шиитов это звучало не иначе как кощунство.

Особое расхождение между суннитами и шиитами касалось веры в особенного потомка Мухаммеда — Скрытого Имама, или Махди. Таковым они считали последнего, двенадцатого имама — Мухаммеда аль-Махди, личность вполне историческую. Жил этот имам в IX-X веке, происходил из потомков Али и в 941 году внезапно пропал или, как они говорят, «скрылся». Поскольку в 941 году имаму было уже 72 года, «скрыться» он мог по самой простой причине — умер. Но шииты предпочитают верить, что он ушел, но в конце времен обязательно вернется. Пока же на Земле этого Махди замещают особо уважаемые духовные лидеры вроде иранских аятолл.

К другим потомкам Али они тоже относятся с благоговением. В день Ашура, когда сунниты держат пост в знак памяти об исходе евреев из Египта, шииты соблюдают траур по убитому сыну Али Хусейну, и все обрядовые действия посвящены этому событию. В то время, как сунниты совершают хадж с обязательным посещением мечетей аль-Харам в Мекке, аль-Масджидан-Набави в Медине и аль-Акса в Иерусалиме, шииты не забывают помянуть Хусейна в одноименном мавзолее в Кербеле. Ибо все, что связано с Али и его потомками для настоящего шиита, свято.

Различия в деталях

Само название «сунниты» связано с «сунной», то есть путем Пророка Мухаммеда. Сунниты признают единственным священным текстом только Коран, поскольку все его слова продиктованы ангелом, который — в свою очередь — получил их прямо от Аллаха. Шииты очень уважают Коран, но единственным и непогрешимым его не считают, поскольку о многих важных понятиях в Коране нет ни слова. Например, там вовсе не упоминаются имамы, но это — если читать его, не расшифровывая, а если Коран правильно толковать, то он преподнесет немало скрытых истин. В том числе и о потомках Пророка.

К потомкам или его родственникам они не относят его младшую жену Аишу, которая желала Али убить. Более того, шииты приписали ей и вовсе неблаговидный поступок, настоящий грех — некоторые из них верят, что Аиша отравила Мухаммеда, поскольку хотела получить всю полноту его власти. Сунниты же почитают Аишу практически святой. Обвинение Аиши в таком непотребстве приводит их в ужас. Аиша им видится как идеал мусульманки — верная, любящая и скромная. Брак у суннитов рассматривается как таинство, жениться можно лишь однажды и навсегда (пусть на нескольких женах одновременно), а у шиитов разрешены временные браки, по согласию или расчету, и никакого греха в этом они не видят.

За века у шиитов сложилась практика утаивать личные отношения с Аллахом, они предпочитают в обществе, где суннитов гораздо больше, о вере не говорить. Это имеет даже свое название — такия, то есть намеренное сокрытие веры, чтобы обезопасить общину от преследований. В историческом плане это даже совсем недавно имело особый смысл. За неправильное отправление культа можно было лишиться жизни. Даже символ веры у суннитов и шиитов имеет отличия. Сунниты говорят: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его», а шииты обязательно добавляют «и Али — наместник Аллаха».

Елена ФИЛИМОНОВА

  Рубрика: Религии мира 122 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,224 сек. Потребление памяти:9.29 mb