Святой праздник лешего

Автор: Maks Сен 15, 2022

4 сентября весь православный мир отмечает память мученика Агафоника Никомидийского. На русской земле этот святой не пользовался особым почитанием, а вот его день был важной датой в крестьянском календаре. Дело в том, что 4 сентября — это ежегодный праздник лешего, и тот, кто забывал о нем, мог получить нешуточные проблемы.

Проповедник из Никомидии

Житие святого гласит, что будущий мученик появился на свет во второй половине III века в семье знатного христианина города Никомидии (сегодня Измит, территория современной Турции). Отец и мать очень любили своего единственного сына и постарались дать ему прекрасное образование. Учение пошло впрок, и спустя несколько лет Агафоник прославился в своем родном городе как проповедник учения Спасителя, способный своей речью зажечь веру в сердцах даже самых убежденных язычников.

После воцарения в Риме императора Максимиана в стране начались гонения на христиан, но даже под угрозой смерти молодой человек не оставил своего занятия. Вскоре об этом стало известно принцепсу — наместнику правителя в Никомидии. Проповедник был арестован, но после того как ставленник императора побеседовал с Агафоником, он приказал отпустить христианина. Мало того, спустя некоторое время принцепс принял святое крещение и стал верным помощником проповедника. Когда же о таком «безобразии» узнал император Максимиан, он отправил в Никомидию своего помощника Комита Евтолмия, дабы тот навел порядок в далекой провинции. И соратник правителя постарался на славу!

Сразу после прибытия в город он приказал схватить Агафоника и его последователей и подвергнуть их пыткам. После длительных истязаний мучеников Комит распорядился, чтобы приверженцы Христа отправились вместе с ним во Фракию (историческая область на территории современных Турции, Греции и Болгарии), где в то время находился Максимиан, так как тот пожелал лично осудить «преступников».

Причем несчастные должны были идти пешком за колесницей посланника императора. Однако истерзанные долгими мучениями последователи Агафоника просто физически не могли преодолеть такой тяжелый путь, и потому по приказу Комита их обезглавили. Проповедник же, несмотря на жестокие раны, стойко перенес выпавшие на его долю страдания, и в дороге от него никто не услышал ни ропота, ни жалоб. Во фракийском городе Силиврии Агафоник предстал перед императором, суд которого был скор и жесток: в тот же день святой был казнен по приказу правителя.

Утраченная святыня

О судьбе мощей мученика сегодня известно мало. Судя по всему, его тело после казни тайно погребли фракийские христиане, а спустя несколько десятилетий останки проповедника были обретены чудесным образом. Еще через некоторое время реликвия из Силиврии была перевезена в Константинополь, где для нее возвели церковь, освященную в честь Агафоника Никомидийского. О посещении этого храма и о находящихся там мощах написал в своих путевых заметках некий русский паломник Антоний, побывавший Царьграде (Константинополе) в 1200 году.

Но спустя всего лишь несколько лет столицу Византийской империи захватили крестоносцы, после чего останки мученика из Никомидии были навеки утрачены. Увы, в нашей стране нет ни одной церкви, посвященной этому святому, однако его изображение красуется на фасаде главного собора России, Так, в тимпане (внутреннем поле фронтона) правого портала на восточной стороне храма Христа Спасителя в Москве высечен горельеф Агафоника Никомидийского, казненного во фракийской Силиврии.

Где закричит филин

Святой праздник лешегоНа русской земле день 4 сентября испокон веков считался одним из праздников лешего. Согласно преданиям, в этот день хозяин чащоб покидает свои угодья для того, чтобы вдоволь повеселиться и «потешиться над соломкою». Вот только простым крестьянам его «забавы» могли принести полное разорение, что вовсе неспроста. Ведь в заветный день леший приходил на гумна, где к тому времени уже хранились снопы недавно сжатого и приготовленного к молотьбе хлеба. Причем здесь «веселился» незваный гость на славу! Он развязывал снопы драгоценного урожая и разбрасывал колосья по всей округе, так что собрать их потом было практически нереально. Кроме того, лесной хозяин перебрасывал снопы с одного гумна на другое, что также сулило немалые хлопоты владельцам зерновых культур. Что и говорить, такие «забавы», особенно в неурожайный год, могли обречь на голод целую деревню.

Но крестьяне нашли способ, как обуздать озорника из чащоб, и, если верить некоторым исследователям, сей метод пришел в христианские села из времен язычества. Однако церковное предание гласит, что много веков назад жителям одного села явился святой Агафон (так называли мученика наши предки) и научил людей, как справиться с лешим, за что и получил в народе прозвище Огуменник.

Как бы там ни было, но еще сто лет назад вечером 4 сентября деревенские мужики отправлялись сторожить гумно. И перед «ночным бдением» они экипировались особым образом: надевали тулуп, вывернутый наизнанку, голову повязывали полотенцем, в руки брали кочергу, а на шею вешали ладанку. Считалось, что заглянувший на гумно леший, встретив там сторожа в столь необычном «прикиде», принимал его за своего «коллегу». А так как место было уже занято, незваный гость отправлялся веселиться в другую деревню.

Однако была весьма велика вероятность «разоблачения», и в этом случае крестьяне прибегали к другим защитным мерам. Так, подходя к гумну, они обводили возле него круг кочергой и, встав в его центре, читали молитвы святому Агафону. Люди верили, что переступить эту заветную черту леший не в силах, а значит, он не насеет вреда ни урожаю, ни его хозяину.

А вот молодым девушкам «на Агафона» после заката строго-настрого запрещалось выходить из дома. Ведь считалось, что хозяин чащоб приходит в села не только для того, чтобы порезвиться на гумне, но и присмотреть себе невесту. Приглянувшуюся красавицу леший обманом уводил в свои владения. И удавалось ему это сделать без особого труда. Во время прогулок по деревням лесной хозяин принимал облик самого обычного парня. А при необходимости превращался в хорошего знакомого или даже родственника выбранной им девицы. Распознать же «жениха из леса» можно было лишь по широкому красному матерчатому поясу и сапогам, обутым «наоборот» (левый на правой ноге, а правый — на левой). Дабы избежать столь неожиданного «сватовства», юным красавицам «на Агафона» даже днем не следовало уходить далеко от дома. А если возникала такая необходимость, то выйдя за порог, девушка старательно прислушивалась. И если до нее долетало уханье филина — это означало, что владыка чащоб где-то рядом, а значит, лучше отложить все свои дела на завтра.

Подарки и одиночество

Но молодым красавицам и дома в день Агафона было чем заняться. Ведь с незапамятных времен это время считалось самым подходящим для ворожбы и гаданий. А потому даже самый примитивный обряд или карточный расклад мог предсказать девушке судьбу и то, как в дальнейшем сложатся ее отношения с возлюбленным.

Дарить и принимать презенты в заветный день девицам не следовало. Считалось, что вместе с самым незначительным подарком, полученным пусть даже и от доброго друга или же близкого родственника, красавица могла принести в свой дом всевозможные беды и несчастья. Вместе же с подарком бедняжка, по незнанию, отдавала свою удачу, а потому в ближайшее время ей не стоило надеяться на везение.

Одинокие люди «на Агафона» получали шанс обрести свою половинку. Правда, на этот старинный обряд решались не многие, ведь проводить его нужно было в лесу, посещение которого в «день лешего» грозило весьма неприятными последствиями. Но если все же находился отчаянный смельчак, то ему следовало отправиться в ближайшую рощу, начертить на земле круг ножом с деревянной ручкой и трижды произнести специальный заговор лесному духу, а потом помолиться святому Агафонику. Считалось, что после такого обряда смельчак может засватать любую девушку, не опасаясь отказа. А вот те, у кого не хватало храбрости на такое действо, под вечер спешили к деревенскому знахарю, надеясь, что его «отчитка» поможет им в скором времени обрести семейное счастье.

Елена ЛЯКИНА

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 124 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,246 сек. Потребление памяти:9.41 mb