Цветочные символы декаданса

Автор: Maks Окт 6, 2022

Рубеж XIX и XX веков — эпоха цветочных орнаментов. Книги, афиши и ювелирные изделия были обильно украшены причудливыми стеблями и лепестками. Что дало человечеству это интересное направление в искусстве?

Фитоморфизм

В искусстве модерна цветам уделена столь значительная роль, что создан даже специальный термин — фитоморфизм. Красные маки, например, символизировавшие призрачность перехода от жизни к смерти, украшали переплеты и декадентских литературных журналов. А в архитектуре появились фитоморфные колонны и оконные рамы. И когда французский архитектор Эктор Гимар (1867-1942) выполнил входы в парижскую подземку в виде стеблей и листьев из металла, любителям изящного стало ясно, что и в зодчестве наступили изменения. Вскоре появилось понятие — флоральное (цветочное) искусство.

В эпоху декаданса поэты и художники верили, что цветы обладают памятью. Бельгийский символист Морис Метерлинк написал трактат «Разум цветов», в котором изобразил растения как существа, способные думать. Философы вступали в своеобразный диалог с расположенными в комнате растениями.

Художники модерна жили в индустриальную эпоху, но не торопились рисовать турбины и нефтяные скважины. Они вдохновлялись растительным миром. Причудливые цветочные орнаменты украшали мебель, предметы домашнего обихода, книги, театральные программы и афиши. Появился такой декоративный предмет, как стеклянный цветок в стакане. Существовала даже фитоморфная мебель, например шкафы и буфеты, створки которых имитировали стебли ландышей, а вставки из цветного стекла имели форму кленовых листьев.

Ирис — символ эпохи

Едва ли не главенствующую роль в гербарии модерна играли ирисы. Немецкий художник Отто Экман в 1900 году создал изящную композицию с изображением двух цветков ириса, которая стала символом модерна. Это изображение предназначалось для обложки журнала «Пан», а сегодня оно хранится в Музее Виктории и Альберта в Англии. Рисунок ирисов приобрел не просто популярность, в нем видели своего рода матрицу декоративно-прикладного искусства начала XX века.

Экман создал особый шрифт, буквы которого были похожи на цветы, колеблемые ветром. Этот шрифт и сегодня часто используется для оформления книг и создания шрифтовых композиций для титров фильмов об эпохе модерна.

Художник скончался от туберкулеза в 37 лет. Его оплакивали многочисленные поклонники и поклонницы. Он открыл для сотен любителей искусства трагическую прелесть и хрупкость цветов. Его именем назван не только созданный им шрифт — «экманский», но и улица в Гамбурге.

В похожем стиле работал швейцарский художник Эжен Грассе (1845-1917). Он создал рисованный календарь «Времена года» со сквозным образом прекрасной дачницы, которая приезжает полюбоваться на свой сад зимой, когда кусты и деревья под снегом, а от цветов остались одни высохшие стебли. Зато листы календаря, посвященные летним месяцам, знакомили любителей прекрасного с гладиолусами, лилиями и другими цветами. Грассе умер более ста лет назад, да и календари стали другими, но созданные художником цветы так прекрасны, что его цикл в виде миниатюрных и настенных календарей переиздается сегодня в Европе огромными тиражами.

Мистика сирени

Сирень символизировала приход весны. Художникам нравилось обыгрывать купы сирени и создавать орнаментальные композиции на основе этого растения. Сиреневый цвет играл в эстетике стиля модерн большую роль.

В начале XX века часто устраивались детские праздники, на которые надо было прийти в «цветочном» костюме. Портнихам заказывали рюши и воротники в виде лепестков. Эти балы были очень популярны. Платья сиреневого цвета смотрелись особенно красиво.

Михаил Врубель СиреньМистическую роль сирени часто подчеркивал в своих произведениях выдающийся художник-символист Михаил Врубель (1856-1910). Он писал сирень большими энергичными мазками. Кусты сирени для Врубеля были не просто растениями, а волшебным царством, в котором жили сказочные принцессы. Фантазии художника не было границ.

Врубель буквально бредил сиренью. Существовала даже опровергнутая впоследствии теория о том, что художник незадолго до смерти окружил себя букетами сирени и надышался испарениями этих прекрасных цветов. Но ученые доказали, что сам по себе аромат сирени причиной смерти быть не мог.

С конца XX века сирень стала все чаще упоминаться в русской поэзии. Игорь Северянин не только описывал эти цветы, но буквально обожествлял сиреневый цвет. Обложки современных изданий Северянина часто делают сиреневыми, напоминая читателю о цветочном пристрастии поэта.

Гвоздика для рафинированных щеголей

Гвоздика не всегда была революционным символом. В период символизма ее считали одним из самых изящных и изысканных цветов. На рубеже веков в Англии появилась мода на зеленые гвоздики. Они символизировали английский дендизм — щегольство и приверженность новейшим явлениям. Среди английских щеголей эпохи декаданса было принято носить в петлице зеленую гвоздику. Художники тщательно вырисовывали бархатистую кайму лепестков. А английский поэт-символист Оскар Уайльд считал гвоздику своим личным символом. Поэтому с появлением цветного кино гвоздики появились в экранизациях пьес Уайльда.

Однако в самом начале XX века образ красной гвоздики «приватизировали» коммунисты и социалисты. Этот цветок стал эмблемой социалистической революции, и ему даже посвятили песню с такими словами: «красная гвоздика — наш цветок!». Открытки и марки с портретом общественной деятельницы Клары Цеткин с середины XX века стали украшать изображением гвоздик. Их всегда изображали на советских поздравительных открытках к 7 Ноября, Первомаю и Дню Победы.

Магия подсолнуха

Во времена Оскара Уайльда возникла мода на подсолнухи, которые символизировали вовсе не огородную идиллию. Они были темой прекрасных орнаментов для журнальных обложек и почтовых открыток. Художники создавали графические композиции, в которых нежные женские лица были окаймлены лепестками подсолнуха.

Швейцарский художник Эрнст Крайдольф (1863-1956) создал особый жанр детской литературы: цветочную книгу. Это богато иллюстрированное издание, которое знакомит детей с миром цветов. При этом цветы танцуют и поют, водят хороводы и веселятся. Крайдольф снабдил подсолнухи и другие растения человеческими чертами. Глаза и носы, расплывшиеся в улыбке губы были нарисованы с огромной любовью к природе. Дети полюбили красочные композиции Крайдольфа, и цветочные книги одна за другой стали появляться в европейских странах.

Одну из таких книг создал немецкий художник и поэт Генрих Фогелер. Издание называлось «Приключения на садовой клумбе». Изящные цветы, нарисованные Фогелером тонким пером, имитировали манеры аристократов. В ту же эпоху английский художник Уолтер Крейн (1845-1915) создал детскую книгу «Бал цветов», на страницах которой цветы устроили настоящий карнавал.

В России этот жанр не прижился, и лишь в советское время писатель Николай Носов создал образ Цветочного города, в изображении которого ощущались отзвуки модерна и приемы Эрнста Крайдольфа.

Кувшинки и лилии

На рубеже веков кувшинки были символом чистоты и непорочности. В России изготовлялись тарелки и даже рамки для фото в виде полукруглого листа кувшинки. В ботанических садах многих стран воссоздавали фрагменты заросших прудов. Мы находим трогательную историю о кувшинке среди стихотворений Игоря Северянина. Кувшинки вдохновляли и другого русского поэта — Константина Бальмонта.

Немецкий архитектор Петер Беренс (1868-1940) создал многоцветную акварельную композицию из кувшинок, которая стала хрестоматийной и часто воспроизводилась на изделиях из фарфора. Даже чайные чашки иногда приобретали форму нераскрывшихся кувшинок.

Витебский вокзал в Петербурге, созданный архитектором Станиславом Бржозовским (1863-1930-е годы, дата смерти неизвестна) и украшенный изнутри дизайнером эпохи модерна Симой Минашем (1877-1945), стал апофеозом цветочного орнамента. Внутри Царского павильона, через который император входил на платформу, можно увидеть огромные металлические цветы. Они располагались под куполом здания. Минаш создал запоминающиеся композиции из ярких зеленых листьев, напоминающие изображение работы Петера Беренса.

Одним из главных символов декаданса была тигровая лилия. Многие художники, выбирая мотивы при оформлении титульных листов книг, создавали симметричное изображение лилии. Одна из таких композиций украшала сборник стихов Александра Блока «Стихи о прекрасной даме» (1905 год, автор рисунка В. Владимиров).

Американский художник Луис Рэд (1857-1926), следуя принципам Эжена Грассе, создал немало изящных плакатов с изображением цветов и деревьев. Рэд был страстным рыболовом и погиб во время рыбной ловли, отгоняя от берега тяжелую черепаху, которая распугивала рыбу. Нелепая смерть, достойная карикатуры, но никто никогда не шутил об этом: Рэд был крупнейшим плакатистом США и одним из создателей цветочного мира декаданса. Для культуры США он значит примерно то же, что для русской культуры — Врубель с характерным для него восхищением сиренью. И все же его официальным биографам пришлось указывать, что смерть наступила в результате схватки с крупной черепахой.

Андрей ДЬЯЧЕНКО

  Рубрика: Искусство и телевидение 76 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,220 сек. Потребление памяти:9.3 mb