Второе освоение Сибири

Автор: Maks Мар 27, 2022

«Богатство России будет прирастать Сибирью», — сказал однажды Михайло Ломоносов. Но, чтобы богатство действительно прирастало, пришлось изрядно потрудиться. В частности, построить Транссибирскую железнодорожную магистраль.

ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ ИНОСТРАНЦЕВ

Уже в XVII веке Сибирь играла важную роль источника экспортных товаров, прежде всего пушнины. Но, по большому счету, и через триста лет после походов Ермака она оставалась слабо освоенным регионом. Для решения этой задачи и нужен был Транссиб: благодаря ему необъятные сибирские просторы стали полноценной частью Российской империи. Строительство Транссибирской магистрали сегодня с полным правом можно назвать вторым освоением Сибири.

Великому Сибирскому пути (таково историческое название этой железной дороги) с самого начала придавалось огромное значение. В строительстве лично поучаствовал наследник престола Николай Александрович (будущий Николай II). 19 мая 1891 года он высыпал тачку земли в железнодорожную насыпь, а также заложил камень и серебряную памятную пластину в здание вокзала во Владивостоке. Это и стало формальным началом строительства магистрали одновременно с двух сторон — от Челябинска и Владивостока.

Фактическая протяженность Транссиба составляет 9288,2 километра, что делает его самым длинным железнодорожным путем в мире.

Впервые мысль о проведении железной дороги по территории Сибири была высказана еще в 1836 году инженером путей сообщения Николаем Богдановым. Затем, уже в конце 1850-х годов, с аналогичной идеей выступил генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский.

Но по-настоящему дело сдвинулось лишь при Александре III, который в мае 1882 года повелел «изыскания провести безотлагательно и рассмотреть в Комитете министров для обсуждения направления Сибирской магистральной линии». В самом начале строительства было принято принципиальное решение обойтись собственными силами, без помощи иностранных инвестиций, технологий и специалистов. Благо к тому времени Россия накопила изрядный опыт постройки железных дорог.

Транссиб. Прибытие первого поезда на станцию ИркутскОднако при строительстве Великого Сибирского пути возник целый ряд специфических проблем, которые приходилось героически преодолевать. Одна из главных — нехватка рабочей силы. Магистраль прокладывалась по малонаселенной, практически безлюдной местности, в которую рабочих приходилось перебрасывать из Европейской части России.

Оттуда же везли почти все материалы. Значительную часть работ выполняли солдаты и ссыльные, сооружение дороги в основном шло вручную. Механизированные средства — землеройные машины New Era американской фирмы Ostin — применялись лишь в Западной Сибири, да и то в незначительных объемах.

ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА

Вторая важная проблема заключалась в суровых природно-климатических условиях и весьма непростом рельефе. Дорога пересекала могучие реки, районы вечной мерзлоты, заболоченные участки. Приходилось взрывать монолитные горные породы для прокладки тоннелей, устраивать специальные галереи для защиты путей от камнепада, возводить искусственные сооружения в ущельях горных речек для предотвращения возможного затопления дороги.

Правительство стремилось построить дорогу как можно дешевле. Для этого применялись так называемые «облегченные технические условия»: сокращалась ширина земляного полотна, использовались легкие рельсы. Через малые реки изначально возводились не железные, а деревянные мосты. Помимо экономии, это должно было существенно ускорить строительство магистрали. Общая стоимость всех работ оценивается в 1,2 миллиарда рублей. Это огромная по тем временам сумма.

Транссиб не только связал Европейскую Россию с восточными окраинами; благодаря железной дороге на карте появились новые города.

Скажем, с Транссибом тесно связана история города Новосибирска, который до 1926 года назывался Ново-Никешаевск. Инженеры долго решали, в каком месте возводить переправу через реку Обь. В итоге известный инженер и не менее известный писатель Николай Гарин-Михайловский выбрал самое узкое место русла — вблизи села Большое Кривощеково.

Возвели мост всего за четыре года. Качество постройки проверяли жестко. По мосту пустили четыре локомотива, а под мостом на льду стояли все ответственные за его постройку вместе со своими семьями. Отвечали головой в прямом смысле.

Всего было возведено девять пролетов моста. Один из них в качестве экспоната сегодня стоит на набережной города рядом с памятником Александру III.

Дмитрий ОВЧИННИКОВ

  Рубрика: Великие первопроходцы 315 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,213 сек. Потребление памяти:9.36 mb