Бабушка Викки

Автор: Maks Апр 26, 2019

Она прожила чуть более 100 лет. В течение всей жизни она занималась египтологией, получила учёную степень, написала несколько монографий и рассчитанных на широкую аудиторию книг, приняла участие в акциях феминисток, а также стала родоначальницей современного движения под названием «викка»…

Маргарет Мюррей, антрополог и писательница, была необычной женщиной. Достаточно того, что от других она отличалась удивительно малым ростом — всего 125 сантиметров. Но то, что для многих было бы причиной трагедии и бесконечной рефлексии, заставляло Мюррей преодолевать себя и двигаться дальше.

Школа Индии

Маргарет Элис Мюррей — таково её полное имя — родилась в 1863 году в богатой английской семье на самой окраине тогдашней империи — в Индии, которая в то время была колонией Великобритании. Детство она провела в Калькутте, где её отец Джеймс занимал должность управляющего бумажной фабрикой, а мать, тоже Маргарет, занималась миссионерской деятельностью и воспитывала детей. В 1870 году, когда девочке было семь, отец отправил дочерей из колонии на родину, в Беркшир, под присмотр своего брата Джона и его жены Харриет. Джон был викарием и дал племянницам Маргарет и Мэри совершенно бессистемное образование, поскольку считал, что женщинам науки не нужны. Но ум у Маргарет был острый, информацию она впитывала как губка, и с подачи дяди она пристрастилась к изучению древностей. Под рукой у неё всегда была большая библиотека, которую собрал викарий, и по всем вопросам, которые возникали, она обращалась к книгам. Ей легко давались древние языки, она много читала по собственному усмотрению и в старости шутила, что даже гордится, что никогда не ходила в школу, а первый экзамен сдавала только при поступлении в университет.

Когда ей исполнилось 10 лет, из Калькутты приехала мать, которая тут же повезла дочерей путешествовать по Европе. В основном это была Германия, и очень скоро Маргарет свободно говорила по-немецки. Спустя ещё два года девочек снова забрали в Калькутту, где Маргарет прожила до 14 лет, а потом семья опять переехала в Лондон и в 1880 году вновь вернулась в Индию. Так что детство и юность Маргарет были очень богаты впечатлениями. Но девушке с юных лет хотелось добиться самостоятельности, и она пошла на курсы медсестёр. После их окончания она какое-то время работала в калькуттском госпитале, в том числе и во время эпидемии холеры.

В 1886 году она вернулась в Англию, полагая, что индийский опыт позволит ей быстро найти работу медсестры. Увы! Реальность оказалась не столь радужной. Он не смогла устроиться ни в одну английскую больницу. Виной всему был её рост.

Специалист по древностям

Некоторое время она помогала дяде решать проблемы обездоленных в его приходе, потом ухаживала за отцом до его смерти в 1891 году. И лишь в 1894 году, в 31 год, когда другие женщины имеют уже мужа и несколько детей, решила поступить учиться в Университетский колледж Лондона на недавно открытое отделение египтологии, возглавляемое Флиндерсом Питри.

Она с отличными результатами прошла курс по древнеегипетскому и коптскому языкам. К тому же «маленькая женщина» близко сошлась с Питри, который был старше её всего на 10 лет, и его женой Хильдой. Она помогала Питри редактировать, переписывать и иллюстрировать его научные статьи, а тот воодушевлял её на написание собственной научной работы. В 1898 году ей удалось даже получить должность младшего лектора на отделении египтологии, что считалось неслыханной дерзостью для того времени, — она стала первой женщиной, читавшей лекции по археологии, во всей Англии.

Мюррей не только читала лекции, она участвовала вместе с Питри в раскопках в Египте, даже открыла в Абидосе Осирион — храм, посвящённый богу Осирису и относящийся к периоду Нового царства. В Саккаре она занималась копированием и изучением надписей на гробницах эпохи Древнего царства, и своими переводами внесла большой вклад в изучение истории Египта. Вместе с Питри она исследовала мумии из гробницы «двух братьев» и установила расовую принадлежность останков. Одна из мумий принадлежала египтянину с чёрной кожей. Вскрытие мумий проводилось в присутствии публики и имело огромный общественный резонанс. Результатом исследования этих мумий стала книга Маргарет — одна из лучших публикаций о технике мумификации в Среднем царстве.

Мюррей издала две обязательные книги для изучающих египтологию — «Элементарную египетскую грамматику» и «Элементарную коптскую грамматику». Для широкой публики опубликовала «Древние египетские легенды». А потом — потом её интересы обратились к… колдовству.

Путями колдовства

Маргарет МюррейЖенская магия и колдовство, вероятно, интересовали Маргарет ещё с индийского детства, но всерьёз изучением этого аспекта она занялась, только дожив до почти 60 лет. Вполне возможно, что к этому её подтолкнуло активное участие в женском движении, когда она переосмыслила роль женщины в истории. К тому же в это время появились работы по антропологии, дающие пищу для размышлений. Не последнюю роль сыграло и то, что Маргарет внимательно читала египетские магические тексты и изучала средневековые документы инквизиторов с допросами ведьм и колдунов. И то, что ещё в 1915 году она по воле случая была отправлена в Гластонбери, где внимательно изучила местные легенды о короле Артуре и очень заинтересовалась магической составляющей этих мифов.

Первой работой на эту тему был «Культ ведьм в Западной Европе», а также книга, рассчитанная на неспециалистов, — «Бог ведьм». Она писала о значении для раннего общества культа плодородия и роли в этом именно женщин, о богине Диане и рогатом боге, которому поклонялись в Античности и в Средние века и который стал после введения христианства антиподом истинного бога — дьяволом. Колдовские сообщества, объясняла она, существовали со времён неолита. Они всегда были тайными, поскольку знания распространялись внутри ограниченного круга лиц. Ритуалы, которые совершались на собраниях тайных колдовских структур — ковенов, были достаточно кровавыми, поскольку перешли в неизменном виде из далёкого прошлого.

Жертвоприношения могли быть четырёх видов: ритуальная запись своего имени собственной кровью, приношение в жертву животных, приношение в жертву детей (в христианскую эпоху — некрещёных), приношение огненной жертвы рогатому богу. Практиковались и жертвоприношения взрослых, так сказать, «на благо отечества», тогда в качестве жертв нередко выступали лица королевской крови. Например, английский король Генрих I принёс в жертву своего брата Вильгельма Руфуса.

В колдовском культе существовали два основных праздника — канун мая и канун ноября, когда ведьмы собирались для исполнения обрядов в священных для них местах. Ведьмы умели превращаться в животных, которых почитали как священных. При помощи специальных приёмов ведьмы могли видеть будущее и влиять на него. Тайные колдовские сообщества и культ женского ведовства существовали вплоть до позднего Средневековья, когда массовые инквизиционные процессы практически уничтожили даже память о технике ведовства.

Интересно, что Жанну д’Арк и её бесстрашного сподвижника Жиля де Рэ Мюррей безапелляционно отнесла к последним колдунам Европы! Книги Мюррей о ведьмах и колдовстве породили множество современных ведьмовских ковенов. Так в современный мир «вернулась» викка — западная неоязыческая религия, основанная на почитании природы и рогатого бога. У Мюррей появилось множество «учеников» и критиков.

Но кроме изучения колдовства, у Маргарет были и другие интересы. В довоенные годы она занималась раскопками на Мальте и Менорке, написала две серьёзные монографии — «Египетские храмы» и «Египетская скульптура», получила должность доцента и звание почётного доктора в области египтологии, очень много путешествовала — объездила практически весь мир, исследовала пещерные жилища в Петре, читала лекции в Кембридже и вела насыщенную общественную жизнь.

После войны, когда годы стали давать о себе знать (а ей уже перевалило за 80!), она не оставила научной работы. В возрасте 90 лет стала почётным президентом Общества по изучению фольклора, в 94 года изучала меловые фигуры на холме Уондлбери и выступила в защиту открывшего их археолога Летбриджа.

В возрасте 100 лет Маргарет Мюррей опубликовала свою последнюю книгу — автобиографию «Мои первые 100 лет». Она умерла 13 ноября 1963 года, оставив заметный след во многих областях знаний.

Николай КОТОМКИН



  Рубрика: Женщина в истории

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:58. Время генерации:0,235 сек. Потребление памяти:8.52 mb