Богатырь на колёсах
Первый в Советском Союзе колесный трактор «Кировец» был прорывом в отечественном тракторостроении. Машины модели К-700 предназначались для сложных полевых работ и были по достоинству оценены в колхозах и совхозах.
В 1969 году с конвейера Ленинградского Кировского завода сходило 20 тысяч тракторов ежегодно, и потребность в них все росла.
Купить и переделать!
История появления в Советском Союзе теперь уже легендарного и уникального для тех лет тяжелого колесного трактора К-700 уходит корнями в политику. Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущев уделял очень большое внимание развитию сельского хозяйства в стране. Побывав в сентябре 1959 года первый раз с официальным визитом в США, он вернулся домой с новыми, идеями, подсмотренными у американцев. Первой была глобальная идея выращивать в качестве основной зерновой и кормовой культуры «царицу полей» кукурузу. Что из этого в итоге получилось, многие еще помнят. Провалилась эта идея, поначалу с энтузиазмом принятая советскими сельскими тружениками. Зато вторая идея — создание нового мощного колесного трактора, как в Америке — со временем была успешно реализована.
Огромный колесный трактор компании «Вагнер» Никита Сергеевич увидел во время посещения американских фермеров и сразу оценил его возможности. Вернувшись в Союз, он тут же дал команду создать такой же мощный трактор. Отсутствие технической документации не смутило решительного Хрущева — по его распоряжению в Швеции был куплен трактор Wagner WA14, аналогичный тому, какой он видел у американцев. Разработка, причем в самые кратчайшие сроки, была поручена конструкторскому бюро Ленинградского Кировского завода, имеющему богатый опыт тракторостроения. Завод с 1924 года выпускал трактор «Форздон-Путиловец», а с 1936 года перешел на выпуск «Универсала». За 12 лет было выпущено около 40 тысяч тракторов, заменивших в сельском хозяйстве молодой Советской республики лошадей и соху. Во время войны завод выпускал тяжелые танки для нашей армии, а потому имел солидную конструкторскую и производственно-технологическую базу. КБ завода возглавлял знаменитый конструктор тяжелых танков Жозеф Яковлевич Котин. Он и занялся созданием трактора-гиганта.
Золотой медалист
Технический проект был разработан и утвержден уже в январе 1962 года, и в том же году были собраны опытные образцы К-700 с двигателем мощностью 220 лошадиных сил. Первый колесный «Кировец» прямо с заводского конвейера вышел на поля пригородного совхоза для испытания в полевых условиях. Волоча за собой восьмикорпусный плуг и развивая небывалую для того времени скорость, «Кировец» проложил первую борозду глубиной до 27 сантиметров, с легкостью переворачивая огромные тяжелые пласты земли.
В марте 1963 года государственные испытания успешно прошли еще семь тракторов. На этот раз условия были выбраны посложнее — на севе хлопчатника в Казахстане и в Азербайджане на трудно возделываемой почве. В том же году завод выпустил 50 К-700, а к концу 1964 года их количество уже достигло 1200.
В 1975 году с конвейера сошел 100-тысячный «Кировец», и далее каждая новая пятилетка знаменовалась выпуском очередной сотни тысяч К-700. Европе и Америке такое и не снилось. «Кировцы» не только помогли поднять сельское хозяйство на более высокий уровень, но не менее эффективно использовались в золотодобывающей и горной промышленности, а также на новостройках и на мелиоративных и ирригационных работах.
В 1968 году на выставке в Германии «Кировец» получил золотую медаль. А в следующем году на 40-м Парижском салоне-выставке был признан самым мощным в мире колесным трактором. Его мощность, высокая производительность труда, надежность и простота в эксплуатации и в ремонте соответствовали мировым стандартам. Вдобавок конструкторы уделили внимание условиям труда трактористов, сделав кабину герметичной и оборудовав ее системой вентиляции.
В наше время на базе К-700 завод выпускает самую разную дорожно-строительную спецтехнику.
Ирина МИНАЕВА
Предыдущая⇐ ⇐Оборотень с Лубянки⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Сталинский капкан для Политбюро⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru