Буква против литеры

Автор: Maks Фев 16, 2019

В XV веке изобрели книгопечатание, и цена сохранения информации в «твёрдых копиях» по сравнению с переписыванием от руки упала на порядок. Это вызвало последствия, сравнимые с теми, что произвела в наши дни компьютеризация. Сегодня из-за массового внедрения «цифры» умирают типографии, а тогда — как раз из-за развития типографий — умерла профессия книжного переписчика.

В 1445-1450 годах Иоганн Гутенберг, пробуя свой печатный станок, выпускал брошюрки, листовки, календари — в общем, всякую мелочь. Бизнесменов это не впечатляло. Но когда он привлёк спонсора и издал Библию на латыни — большую, важную, красочную книгу в 1272 страницы, тиражом сразу в 150 экземпляров, — вот тогда бизнесмены впечатлились! Ведь изготовление такого количества книг вручную потребовало бы многих лет работы.

Новый заработок старых умельцев

Книгопечатание быстро захватило всю Европу. А изобретатель, которого обобрал собственный спонсор, наоборот, был вынужден бросить это дело.

За вторую половину XV столетия возникли 1099 типографий в 246 городах Европы. На некоторых стояло до 24 печатных станков. Они выпустили в свет более 40 тысяч изданий общим тиражом 12 миллионов экземпляров.

Но в тех же городах жили тысячи переписчиков! Одни выполняли заказы властей и светских бонз, переписывая исторические хроники и рыцарские романы, другие тиражировали богослужебные книги, третьи рисовали и тем и другим иллюстрации.

Печатный станок отнял у них работу.

Переписчики — прежде всего из числа монахов — объявили типографские книги творением сатаны. В Кёльне спалили привезённые туда экземпляры печатной Библии. Во Франции убедили короля Франциска I карать печатников. Кое-кого даже повесили…

С появлением типографий переписчики, иллюстраторы, миниатюристы, переплётчики и пергаментщики лишались работы и заработка. Понятно, что многие из них — золотых дел мастера, столяры, художники — могли найти другую работу. Но что было делать мастерам каллиграфии, знатокам шрифтов?

Задержать развитие книгопечатания не удалось — а выживать хотелось. И они нашли другой способ сосуществования с информационной новинкой. Какой — видно из того, что одновременно с появлением печатных книг на рынок внезапно и в большом изобилии начали поступать «только что обнаруженные» старинные рукописи и хроники.

Рукописи того периода делились на две категории. Одни удовлетворяли спрос коллекционеров. Для них предварительно создавались целые легенды: мол, рукописная книга найдена давно, имеется в одном экземпляре, да ещё надо уговорить владельца. Тем временем авторы сочиняли текст, а переписчики его оформляли «под старину».

Коллекционеры платили деньги и получали непонятно что.

Так, Николай Кузанский «открыл» 12 комедий Плавта, до него совершенно неизвестных. В Венгрии король Матвей Корвин собрал целую библиотеку рукописей, о которых тоже раньше никто не знал. Некий монах гессенского монастыря получил список нужных книг — говоря прямо, заказ, — где среди прочих стояла «Германия» Тацита, о которой, кроме названия, не было известно ничего. Спустя три года пергамент с Тацитом был готов и продан в Рим.

Другая категория рукописей удовлетворяла спрос издателей. В этой категории правилом было исчезновение исходной рукописи после издания печатной книги.

Древняя печатная книгаНапример, профессор Гаспарино Барцицца обнаружил в итальянском городке Лоди старинную рукопись с текстом всех риторических сочинений Цицерона. Снял с неё копию для издательства, после чего подлинник бесследно исчез. Секретарь папы Поджо Браччолини искал по всей Европе старинные рукописи. Нашёл их несколько мешков, и все они теперь известны в печатном виде, а подлинников нет ни одного. В конце XIV — первой половине XV века появился полный рукописный Гомер, и в 1488-м во Флоренции вышло его первое печатное издание на греческом языке. До этого в Европе Гомера знали только по цитатам из латинских писателей и Аристотеля.

Копии всех (!) древнегреческих писателей и философов переписаны якобы в XI-XV веках, а ни одного подлинника, с которых вели переписку, нет. Вот странность какая!

Иногда случались промашки. Аббат Тритемиус и гуманист Цельтис «нашли» множество исторических работ, большинство которых разоблачили как подделку ещё их современники. Гуманист Шютц добыл якобы подлинный текст дневниковых записей императора Марка Аврелия. Тоже разоблачили…

Что касается хроник, то сообщаемые в них «исторические факты» невозможно было проверить, ибо авторы размещали их в неведомых землях или начинали и заканчивали в глубокой древности.

Типичный пример: летопись Саксона Грамматика обрывается 1185 годом. Нашли её в 1514-м, и она легла в основание истории скандинавских стран. Подобную древнепольскую хронику, простирающуюся из глубины времён и до 1113 года, написал Галл Аноним, а публике она явилась в том же XVI веке. «История франков» Григория Турского (умер в 594-м) появилась в промежутке от начала книгопечатания до конца XVI века, и т.д.

После изобретения Гутенбергом печатной машины в древней истории каждой европейской монархии нашёлся свой «Нестор-летописец»!

Технический прогресс в Москве

В Москву первые печатные книги привёз из Любека предприниматель Варфоломей Готан. Великий князь Иван III принял его, смотрел книги и в целом одобрил намерение открыть в Москве типографию. Но наши переписчики книг уже знали, что к чему: они натравили на Варфоломея толпу, и беднягу-«немчина» утопили в Москве-реке.

Полвека спустя пришлось-таки включиться в технический прогресс. Внедрением книгопечатания занялась под суровым приглядом Ивана IV Грозного целая группа умельцев. Успеха достиг дьякон церкви Николы Гостунского, что в Московском Кремле, Иван Фёдоров — человек разносторонний, художник и гравёр. Первая изданная им с Петром Мстиславцем печатная книга называлась «Апостол» (1564).

В 1568-м Иван с Петром, прихватив шрифты и доски для гравюр, убыли в Великое княжество Литовское — возможно, с повеления царя, для поддержки православия на западных русских землях. Основали типографию в имении гетмана Ходкевича. Потом Фёдоров переселился во Львов и напечатал там второе издание «Апостола» (1574), а в городе Остроге издал знаменитую «Острожскую Библию» — первую полную Библию на церковнославянском языке. Короче, Иван Фёдоров первопечатником стал не только в Московии, но и на Украине. А в Белоруссии его обошёл Франциск Скорина.

История шрифтов

Когда появляется какая-то новинка, изобретатель хоть в чем-то, но копирует старый образец, хотя мог бы и улучшить. Например, Иоганн Гутенберг на своём печатном станке использовал шрифт, имитирующий рукописные буквы. «Настоящие» печатные буквы появились трудами Леонардо да Винчи и Луки Пачоли. Кроме того, шрифтам посвящено сочинение Альбрехта Дюрера «Наставление к измерению циркулем и угольником» (1525), в котором художник сконструировал буквы всего латинского алфавита.

Аналогично, в компьютерной клавиатуре кнопка Enter («Ввод») выполняет функцию, которую на старинной пишущей машинке выполняла клавиша возврата каретки, хотя в компьютере каретки нет. На первых компьютерах Enter так и назывался — CR, или Carriage return («Возврат каретки»), а в языках программирования курсор в начало следующей строки и поныне переводит команда CR!

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ



,   Рубрика: Забытое ремесло

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,390 сек. Потребление памяти:10.69 mb