Бунтарь из эпохи застоя

Автор: Maks Фев 18, 2021

Фильм «Курьер» Карена Шахназарова, вышедший в 1986 году, можно считать чем-то вроде манифеста поколения 1980-х. В картине по собственному сценарию сегодняшний генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» показал других молодых людей — не похожих на тех, кого изображали на советских плакатах.

Карен Шахназаров, сын советского политолога, с самого начала своей карьеры пробовал себя в равных видах искусства — и весьма успешно. Его повесть «Курьер» напечатали в 1982 году в очень престижном и популярном молодежном журнале «Юность».

Особый нерв поколения

Повесть заметили — ее автору стали приходить сотни писем с разных концов страны. Шахназаров почувствовал какой-то новый — особый — нерв молодого поколения. Простой паренек из бедной семьи живет с мамой в малогабаритной квартире. Знакомится с девушкой из богатой, номенклатурной семьи. Вступает в дурацкий конфликт с ее родителями…

Вообще, сама демонстрация того, что в СССР есть богатые и бедные, успешные и не очень, счастливые и несчастные, по тем временам была настоящим прорывом.

Повесть «Курьер» «выглядела» весьма постановочно. И Шахназарову, профессиональному режиссеру, выпускнику ВГИКа, предложили ее экранизировать. До этого у него были два успешных фильма: «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». Вот как об этом рассказал сам режиссер:

— Ко мне обратился тогда еще совсем молодой режиссер Андрей Эшпай. Андрей сказал, что прочел повесть, она ему очень понравилась и он хочет снять по ней фильм. Я возражать не стал. Но на студии Горького «пробить» сценарий так и не удалось. Многочисленные редакционные коллегии требовали по большей части одного: сделать героя «более социалистичным».

Вспомнили о сценарии несколько месяцев спустя. За это время к власти пришел Михаил Горбачев. Ветром перемен руководству «Мосфильма» надуло идею предложить Шахназарову самому экранизировать свое произведение, хотя главный герой «Курьера» чиновникам по-прежнему не нравился.

Режиссеру предложили исполнителей двух главных ролей: Алену Хмельницкую и Дмитрия Певцова. Но обоих он отверг. Шахназаров каким-то особым чутьем почувствовал: в Хмельницкой нет какой-то мягкости, свойственной папиным дочкам, а главный герой ему виделся не таким красавчиком-обаяшкой, как Певцов.

В это время «Мосфильм» буквально атаковали десятиклассники и первокурсники, жаждущие сняться в молодежной картине. В конце концов на роль Кати Кузнецовой утвердили Анастасию Немоляеву.

— С Настей получилась забавная история, — вспоминает Шахназаров. — Она из киносемьи. Ее папа — Николай Владимирович Немоляев — работал со мной на «Курьере» оператором. А Настя в это время только-только оканчивала школу, и никаких планов сниматься в кино у неё не было. Однажды мы пробовали на главную роль двух ребят: девушки, которые должны были помогать им, как говорится, «подавать реплики», почему-то не пришли. И вдруг я вспомнил про дочку Коли Немоляева. Коля тут же позвонил Насте, попросил зайти. Она пришла и помогла парням отыграть. В результате я ее тут же утвердил на роль. А вот тех мальчишек — нет.

А Настя привела на пробы своего одноклассника Федю Дунаевского. Ей казалось, что Федя — школьный балагур и весельчак — очень даже подойдет для роли остроумного и непутевого парня, который только на первый взгляд выглядит безвольным и нелепым.

Увидев Федю, все участники съемочной группы негодовали:

— Да он полностью профнепригоден!

И только Шахназаров узрел в нем искру божью.

Мятежный Федя

Фильм «Курьер» Карена ШахназароваФедор, как и его герой, отличался независимостью. Он смело спорил с режиссером. А, надо сказать, что об авторитарности Шахназарова ходят легенды. Но Дунаевского постановщик слушал, поняв: Федя, как никто другой, чувствует дух своего поколения.

Он мог запросто заявить: «Эта реплика у вас неправильно написана. Ее надо вот так сказать!» И Шахназаров подчинялся!

Как-то он предъявил претензии к Инне Чуриковой, своей экранной маме: «Она на площадке такая задумчивая, это мешает».

Бюджет фильма не позволял купить актерам хорошую одежду. Да и где ее было взять тогда в СССР? Вот и пришлось выкручиваться: Шахназаров заимствовал наряды у собственной супруги. Брали привезенные из-за границы вещи у каких-то знакомых.

После того как картина вышла, ее показали заехавшей в Москву голливудской звезде Тому Крузу. Тот, узнав, что «Курьера» посмотрели десятки миллионов зрителей, вытаращил глаза, посчитав, сколько денег заработал Федор Дунаевский. Молодой артист не решился признаться: ежемесячно он получает всего по сто сорок рублей.

Не только Круз обратил внимание на Дунаевского. Великий американский актер Роберт Де Ниро, который был председателем жюри на Московском кинофестивале в 1986 году, сказал: у Дунаевского — большое актерское будущее. Но остальные члены жюри с ним не согласились и оставили Федора без награды.

К сожалению, оппоненты звезды Голливуда оказались правы. Федор еще раз удачно сыграл в фильме Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». Но дальнейшая жизнь Дунаевского напоминает какой-то калейдоскоп. Он жил и в Германии, и в Израиле, и в Италии, и опять в Москве. Был артистом, моделью, музыкантом, учился во ВГИКе, организовывал свой бизнес (создал фирму, которая занималась международными перевозками). В итоге образования так и не получил. Бизнес закрыл. Был многократно женат. У него четверо детей от разных жен.

Разные судьбы

Как ни странно, Анастасия Немоляева окончательно остановилась не на актерской профессии. Она окончила ГИТИС в 1991 году. Довольно успешно снималась в кино, в том числе в 1989 году в «Интердевочке» Петра Тодоровского. Она и сейчас изредка появляется на киноэкране (последний раз в сериале «Охотники за бриллиантами» в 2011 году). Но ее главное дело — дизайн интерьера. Вместе с мужем они успешно занимаются этим бизнесом. У Анастасии Немоляевой и ее супруга трое детей.

От актерской профессии Немоляеву, женщину скромную и уравновешенную, отвратила слава, которая свалилась на нее после «Курьера». До этого она не замечала особого интереса мужчин к себе. А тут дом, где жила девушка, стали осаждать толпы обезумевших поклонников. Об этом периоде жизни она до сих пор вспоминает с ужасом:

— Мы с папой жили на втором этаже, и по ночам ребята орали под окном песни под гитару. Спать было невозможно. По вечерам мне приходилось передвигаться по комнатам на четвереньках, чтобы поклонники не увидели в окно, что я дома.

Один раз какой-то наркоман пытался выбить дверь в квартиру Немоляевой — она даже вызывала милицию.

Дворовых мальчишек — знакомых главного героя — Карен Шахназаров нашел в детской комнате милиции — той, что была рядом с «Мосфильмом». Они снялись в уличных сценах. Конечно, дисциплинированность гопников оставляла желать лучшего: как-то они исчезли на некоторые время прямо со съемок. Потом вернулись — все в синяках. Как оказалось, подростки сбежали, чтобы драться стенка на стенку со шпаной из другого района. Что делать? Синяки гримеры замазали. Съемки продолжились.

Володя Смирнов, исполнивший роль Коли Базина, дружка Ивана, был тоже из той московской шпаны. В 1990-х он связался с бандитами и погиб в какой-то перестрелке.

Фильм получил несколько призов на отечественных кинофестивалях и стал лауреатом Государственной премии.

Мария КОНЮКОВА

ИВАНУ «НОБЕЛЕВКА» НЕ НУЖНА!

В фильм не вошла сцена «Сон Ивана», где главный герой в белом фраке получает Нобелевскую премию. Этот эпизод снимали в помещении ДК МГУ. В массовке приняли участие триста человек. Женщинам выдали дорогие украшения. Но Шахназаров эту сцену вырезал из окончательной версии картины: по мнению режиссера, Иван не должен быть тщеславным.

Загадки истории » Искусство и телевидение » Бунтарь из эпохи застоя

, , , ,   Рубрика: Искусство и телевидение 36 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:31. Время генерации:0,197 сек. Потребление памяти:8.29 mb