Как сражались за Родину

Автор: Maks Сен 9, 2020

Двухсерийную военную драму Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», согласно опросу, проведенному журналом «Советский экран», признали лучшим фильмом 1975 года. Картину посмотрели 40 миллионов зрителей. Многие считают ее самой удачной во всей карьере Сергея Федоровича Бондарчука.

Режиссерский путь Сергея Бондарчука начался блестяще. В 1959 году он снял фильм «Судьба человека» по рассказу Михаила Шолохова. И сразу взял Большой приз на Московском международном кинофестивале. Спустя 15 лет он снова снимет фильм про войну, и тоже по произведению Шолохова.

На особом положении

Бондарчук был из тех, кто всегда придерживался генеральной линии партии. Такое поведение вкупе с актерскими и режиссерскими способностями обеспечило ему особое положение при руководстве страны и советского кинематографа.

С 1965-го по 1967 год вышли четыре серии экранизации романа Толстого «Война и мир». В этой — второй — своей картине Бондарчук показал себя в ипостаси, который со временем все больше и больше превалировала в его творчестве. Этого режиссера вполне можно назвать кинополководцем-баталистом.

Батальные сцены, которые он ставил, многие историки считали даже более масштабными, чем бои, которые происходили в реальности и стали основой для съемок. После «Войны и мира», где в течение целой серии сражались армии и грохотали пушки, Бондарчук снял в 1970 году картину «Ватерлоо», одно название которой говорит об экранизации сражения.

Соавторами фильма выступили итальянцы — Сергей Федорович был одним из немногих советских «выездных» кинематографистов, которым разрешали не только ездить в любые страны, но и сотрудничать с тамошними киномастерами…

Накануне тридцатилетия Победы стало ясно, что очередная картина мэтра будет про войну. Обдумав ряд предложений, Бондарчук решил экранизировать неоконченный роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину».

Актриса Ирина Скобцева, супруга режиссера и одна из участниц фильма, говорила о том, что ее муж с боем выбил разрешение снимать к тридцатилетию победы фильм по Шолохову, а не по роману маршала Гречко «Битва за Кавказ», как ему предлагали изначально. Впрочем, Гречко оказался немстителен. Об этом можно судить по тому, какую свободу действий предоставили Бондарчуку для съемок «Они сражались за Родину».

О своем выборе Сергей Федорович сообщил писателю — тот обрадовался. Нетрудно догадаться, что они были вполне родными душами. Только Михаил Александрович поставил одно условие: съемки должны были вестись в местах реальных боев. И это понравилось Бондарчуку! Съемки войны, да еще и максимально приближенной к реальности, были просто его родной стихией. Вскоре съемочная группа отправилась в Волгоградскую область.

Надо сказать, что руководство отечественного кинематографа предоставляло Бондарчуку — как мы уже писали, одному из немногих «доверенных» режиссеров — полный карт-бланш как в области выбора натуры, так и в бюджете. Можно сказать, что этот постановщик мог пользоваться неограниченным кредитом и таким же доверием советской власти.

Ультиматум Шукшину

«Они сражались за Родину»Всех артистов Бондарчук утвердил без проб. Такую возможность ему также предоставили. Так, Петра Лопахина — главного героя — должен был сыграть Василий Шукшин. Тот хотел отказаться от роли: он собирался начать работу над собственной картиной про Степана Разина. Но Василию Макаровичу ясно дали понять, что никакого содействия в работе над собственным фильмом ему не окажут, если он не снимется у Бондарчука. И Шукшин согласился. Бондарчук так страстно хотел снять Шукшина, что не учел того факта, что тот был небольшого роста. Но выход из положения нашли: во время съемок артиста в строю под его ноги подставляли доски.

Забегая вперед, скажем, что эта роль оказалась вообще последней в кинокарьере Василия Шукшина — во время съемок он скоропостижно скончался. Вечером он с коллегами по съемочной площадке пошел в баню. Парился он всегда подолгу и с удовольствием, как настоящий сибиряк. А тут быстро вышел из бани. Был очень бледен. Сказал, что ему нехорошо. Той же ночью, под самое утро, он умер от инфаркта на теплоходе «Дунай». Патологоанатом, который вскрывал Шукшина, грустно сетовал: «У него было сердце столетнего старика… Как этот человек дожил до сорока пяти…»

Доигрывали и озвучивали роль Лопахина за него дублеры.

В фильме также принимали участие такие звезды, как Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Нонна Мордюкова, Ангелина Степанова. С самого начала стало ясно: Бондарчук развернулся не на шутку. Собственно, иначе он работать не хотел и не умел.

Для проживания актеров по просьбе Бондарчука в нескольких метрах от места съемок пришвартовали трехпалубный теплоход «Дунай». Расстояние от этой импровизированной гостиницы до места съемок измерялось не километрами, как это часто бывало во время работы над другими картинами других режиссеров, а несколькими десятками шагов.

Натуру выбирать долго не пришлось: начали работать над картиной там, где прошли бои: рядом со станицей Клетской и хутором Мелологовским.

На войне как на войне

Специально для съемок в картине Бондарчука сформировали полк, который снимали в массовке. В состав этого полка входили и пехота, и кавалерия, и танкисты. На технику также не поскупились: Бондарчуку «выдали» несколько десятков танков Т-34 и больше десяти реактивных самолетов L-22.

Пришлось вызвать саперов, в местах боев находили неразорвавшиеся мины. Вот как об этом рассказал оператор картины Вадим Юсов: «Мы рыли окопы на полную глубину и находили человеческие кости. Их было очень много. Мы вынимали кости и отдавали на захоронение. Земля там вся начинена остатками мин. Саперы постоянно находили фюзеляжи. Помню, в газетах писали, что на съемках чуть не пострадал оператор. Это действительно было так. Во время перерыва я обнаружил, что прилег рядом с неразорвавшейся миной. Ее тут же откопали и взорвали саперы».

Когда начались съемки, которые чуть не свели с ума местное население: людям казалось, что они вновь переживают события войны. Для приближенности к натуре по приказу Бондарчуку выжигали целые поля ржи. Канонада также должна была звучать реалистично — за время съемок взорвали пять тонн тротила.

Хутор Мелологовский к моменту начала работы над картиной пребывал в полузапущенном состоянии. Бондарчуку хотелось предельной приближенности к правде — хуторские строения у местных жителей выкупили и даже немного достроили. А потом все это сожгли для достоверности.

Для этой же достоверности Бондарчук актеров не жалел. Например, Вячеславу Тихонову, сыгравшему рядового Стрельцова, он организовал «второе небо Аустерлица»: около артиста поставили жаровню, рядом грохотали, к счастью холостые, выстрелы — постановщик хотел, чтобы артист получил небольшую настоящую контузию.

Достоверность зрители оценили: фильм получил награды на фестивалях в Карловых Варах и в Панаме. В программе Каннского фестиваля он также участвовал, но французы просили прислать на конкурс картину Тарковского «Зеркало». «Зеркало» советское киноруководство не прислало. И в Каннах творение Бондарчука по достоинству не оценили.

Мария КОНЮКОВА

То наши, то фрицы

В картине Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» 57 основных героев, 80 второстепенных. В массовке приняли участие около двух тысяч че-овек. При этом и их было недостаточно: нанятых жителей соседних населенных пунктов приходилось нередко одевать то в форму советских солдат, то в форму нацистов.

  Рубрика: Искусство и телевидение 365 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,323 сек. Потребление памяти:9.66 mb