«Шурик в горах»

Автор: Maks Окт 18, 2022

Наш народный фильм «Кавказская пленница» вышел в прокат 3 апреля 1967 года — 55 лет назад, юбилей. А мы расскажем о том, как могла бы выглядеть до сих пор невероятно популярная лента.

Для начала совсем немного справочной информации — официально фильм называется «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», что можно назвать, говоря по-заморски, сиквелом другого фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы»» и другие приключения Шурика». Как видим, Шурик тут и там в исполнении Александра Демьяненко — сквозной герой. Съемки велись как в павильонах «Мосфильма», так и, конечно, на замечательной южной натуре в Крыму и Абхазии. Шедевр занял после масштабного и порой жестокого монтажа 82 минуты.

По газетным материалам

Сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской, собственно, вместе с режиссером Леонидом Гайдаем и придумали образ студента Шурика — эдакого очкарика, отчасти рассеянного, порой нелепого, но умного, решительного и с которым можно «хоть в разведку». Как любой советский человек, даже будучи интеллигентом, он заточен на авантюры и подвиги.

При этом троица создателей образов не сомневалась перед экранизацией «Кавказской пленницы», что исключительно смешная тройка Труса, Балбеса и Бывалого, которая начала славиться и уходить в народ еще с «Самогонщиков», будет уместной и в комедии про нравы Кавказа. А вот с Шуриком были очевидные сомнения.

По мнению перфекциониста Гайдая, его образ в «Операции» был исчерпан — про него показали новеллы в разных ипостасях, задействовали все столичные сюжеты. И отправлять его на Кавказ, может быть, не резонно — а вдруг наскучил зрителям? Поэтому размышлений было много, а вот сама идея о кавказских традициях с похищением невесты родилась у Гайдая так же, как будет позже в «Бриллиантовой руке» — после прочтения газетной публикации. Тогда он прочитал о «до сих пор не изжитых диких традициях».

Итак, в 1965 году Костюковский и Слободской отправляют на студию «Мосфильм» не вполне готовый сценарий под названием «Шурик в горах». Так, проба пера — одобрят ли саму идею? И действие было по принципу «Операции «Ы»» — короткие новеллы про чудика-студента. И вот одна из них как раз называлась «Кавказская пленница», про похищение невесты, ритуальная. Была и новелла «Снежный человек», но ее не принял сам Гайдай, да и комиссия тоже. Цензоры также вдруг оказались против троицы Трус — Бывалый — Балбес. И опять-таки в лице эксперта, члена редколлегии «Мосфильма» Лео Арнштама, звучали фразы про «вторичность использования Никулина, Моргунова и Вицина», про «отработанный материал». А Снежным человеком, точнее притворяющимся им, должен был стать, конечно, Моргунов.

Короче говоря, что у сценаристов и режиссера, что у цензоров кандидатуры Шурика и легендарной тройки вызвали сомнения, даже неприятие. Речь касалась даже больше не сценарных моментов, а персональных. Никому не хотелось повторяться. Особенно Гайдаю, который в рассказе «Снежный человек» увидел аналогию с фильмом Эльдара Рязанова «Человек из ниоткуда», где герой Сергея Юрского воплотил в жизнь идею режиссера о «комической ненаучной фантастике». Фильм был про то, как дикарь попадает в современную Москву.

И что же делать прикажете с «кавказским» сценарием? Ведь он был, по сути, не цельным, не полным «метром», как сказали бы сейчас. Ничего, как говорится, его доделали, сделав акцент именно на похищении девушки.

Варлей с дублершами

Кавказская пленницаПо первоначальному замыслу «Кавказская пленница» должна была начинаться так. К забору подходит Трус, робко пишет большую букву «X» и, озираясь по сторонам, убегает. Затем появляется Бывалый и уверенно выводит большую букву «У». Заметивший это безобразие милиционер берется за свисток. Однако Балбес (Никулин) не тушуется, подходит к забору и дописывает: «…дожественный фильм». Заставку эту худсовет вырезал, сочтя за хулиганство.

Конечно, ключевой фигурой фильма была Нина, которую сыграла 19-летняя Наталья Варлей. Она была циркачкой, но на тот момент прошла курсы актерского мастерства. Озвучивала ее Надежда Румянцева: в то время в советском кино общая практика — чужой голос. Режиссеры видели телесное и устное порой по-разному. Но факт в том, что Румянцева изначально и должна была стать Ниной в «Кавказской пленнице». Гайдай ее с Варлей несколько располовинил. Был скандальчик при съемочной группе. Ну и песню про медведей, которые «трутся о земную ось», конечно, пела не Наталья, а Аида Ведищева.

Еще от Варлей требовалось сняться в купальнике. Ведь уговорил Гайдай несколько позже так же сделать Светлану Светличную в «Бриллиантовой руке», значит, умел. Варлей легко согласилась, потому что имела подобный опыт в цирке — купальник был, можно сказать, ее рабочей одеждой. «Она ничего не умела делать в кино, — вспоминал Гайдай, — но был в ней природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки, а их немало в картине».

Еще был конфликт Гайдая с Моргуновым, после которого режиссер больше никогда не брал его в свои проекты. Евгений Александрович не переносил жестокой манеры Леонида Иовича на площадке. Известно, что подыскивалась другая кандидатура Бывалого, но, с одной стороны, поздно было, а с другой, как еще найти такой колоритный образ, да в короткие сроки. Но искры на съемочной площадке были сродни шаровой молнии. Одно время закапризничал и Никулин: по его мнению, «сценарий натянутый и опять эксплуатируется наша тройка».

С замечательным евреем по национальности Владимиром Этушем, который блистательно сыграл кавказца, тоже интересная история. Поначалу в сценарии он должен был быть Охоховым. Но был такой на самом деле в Минкульте, и сатиру не перенес. Но вообще, товарищ Саахов в сценарии был куда мерзее, чем в фильме. Однако, как это часто бывает, артист в сомнительной роли смог найти интересные нюансы у своего персонажа, потому в итоге Саахов не так чтобы уж вышел отъявленным злодеем. Ну, покупал невесту за баранов и холодильник, молодую комсомолку, спортсменку, ну с кем ни бывает, когда бес в ребро да статус есть.

Нюансы были и в показе Кавказа, который снимался в основном в Крыму (Алушта), благо гор там немало. «Где-то высоко в горах» — это определение для тех глав местных республик оказалось поводом, чтобы претендовать на определенный бюджет для туристов после фильма. Что в Крыму, что в Абхазии, особенно в 2000-е годы, возникло много фальшивых троп, по которым якобы ехал Шурик на осле с реальным именем Люся, да и на машине, которая «будь проклят тот пылесос». Кстати, Люся сыграла в возрасте 55 лет в «Девятой роте» (2005)! Этуш отдельно вспоминал ослицу: «Намучились мы с этой упрямой животиной. Когда нужно идти — стоит, стоять — идет. Леонид Гайдай очень осторожно относился к ослу, говорил, что животное библейское, так что «товарищи актеры, будьте аккуратны». Демьяненко (Шурик) называл осла (или ослицу) «ушастым», и тот откликался. Вообще, осел ладил только с Сашей и Наташей Варлей».

Нина на месте Саахова

Ремейк «Кавказской пленницы» (название то же, только с восклицательным знаком) вышел в России в 2014 году. Кто посмотрел данный «шедевр» хоть 10 минут, тот герой (самый известный артист — Геннадий Хазанов — опять-таки Саахов). Пошлость и желание заработать на всесоюзном бренде зашкалили (это касается многих «повторных» картин, от «Служебного романа» — в ней, кстати, снялся нынешний президент Украины Владимир Зеленский в роли Новосельцева, — до «Иронии судьбы»).

Однако не все знают, что в СССР тоже были идеи о второй части гайдаевского суперхита. В частности, Владимир Этуш, так ярко сыгравший товарища Саахова, на страницах своей биографической книги рассказал, о чем планировалось снять продолжение.

Итак, Саахов, его шофер Джабраил, Трус, Балбес и Бывалый попадают в образцово-показательный лагерь после известных событий, когда лучше было стоять, чем сидеть на скамье подсудимых. Товарищ Саахов в этом лагере должен был стать руководителем художественной самодеятельности в местном клубе, а также сыграть несколько женских ролей на лагерной сцене. Затем он возвращался в родной город, где с удивлением узнавал, что его пост заняла та самая комсомолка, спортсменка и красавица — Нина. Ну и дальше особо не закончено, в чем сюжет, а главное, мораль. Однако в советское время в кино не было принято плодить сиквелы, приквелы и так далее. «Кавказская пленница — 2» не прошла.

Евгений КОЛЕСНИКОВ

  Рубрика: Искусство и телевидение 190 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,209 сек. Потребление памяти:9.29 mb