Гастроли чародея

Автор: Maks Июн 7, 2021

Личность Алессандро Калиостро, который именовал себя графом, в течение столетий будоражила умы деятелей искусства. В 1984 году на советский телеэкран вышел полуторачасовой фильм Марка Захарова «Формула любви», снятый по мотивам повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» (1921). Картина пользовалась небывалым успехом, реплики героев разобрали на цитаты.

Настоящее имя Калиостро — Джузеппе Бальзамо. Родился он в 1743 году в Палермо в семье торговца. С детства тяготел не к знаниям, а к оккультизму и мошенничеству. В раннем возрасте взял себе звучный псевдоним Алессандро Калиостро (по фамилии одной родственницы), присвоил сам себе титул графа и пустился в прибыльное путешествие по Европе, где «творил чудеса» за большие деньги.

Два в одном флаконе

В Россию то ли маг, то ли мошенник, то ли все вместе взятое прибыл в 1779 году. Быстро сошелся с Григорием Потемкиным, фаворитом царицы Екатерины II, сотворил несколько то ли чудес, то ли подлогов, то ли мистификаций, был выдворен из страны, прожив в России меньше года. В 1795 году Калиостро скончался в итальянской тюрьме, где отбывал пожизненное заключение за мошенничество.

Советский писатель и «по совместительству» самый настоящий граф, в отличие от Калиостро, Алексей Толстой не выносил мистики, которой увлекалась русская богема в начале 1920-х годов. На волне раздражения написал повесть, которую изначально назвал «Лунная сырость». Смысл произведения — как искусен бы ни был заграничный маг Калиостро, истинные чувства не в его власти.

Приблизительно в то же время русский прозаик Михаил Кузмин написал о Калиостро. Его книга «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро» также описывает похождения итальянского авантюриста.

Советский сценарист Григорий Горин «скомбинировал» эти два произведения и сотворил из них то ли лирическую комедию, то ли плутовской роман. И облек его в форму киносценария.

Знаменитый театральный и кинорежиссер Марк Захаров взялся экранизировать творение Горина.

В поисках натуры

Естественно, первый вопрос, который встал перед режиссером, состоял в том, кто исполнит роль чародея. Олег Янковский тактично отказался, сославшись на нежелание связываться с мистикой. Никита Михалков пожаловался на большую занятость.

Тогда Захаров успокоил себя: в конце концов, итальянца должен играть человек, похожий на итальянца. Побывав на спектакле грузинского театра, он заметил актера Нодара Мгалоблишвили. И предложил ему исполнить роль Калиостро. Тот отказался, сославшись на свой плохой русский язык. Захаров не смутился: он заявил артисту, что его озвучит человек с хорошим русским. В итоге грузин согласился на роль. А озвучил его на самом деле человек с безупречным русским языком, армянин Армен Джигарханян.

Фильм «Формула любви»Во время подготовки к съемкам Захаров пробовал выпускниц столичных театральных вузов для работы в театре «Ленком», которым он руководил. В Щепкинском училище он и присмотрел нежную и миловидную Елену Валюшкину. Но та от роли Марии Ивановны отказалась. Она до этого уже снялась в паре картин. Чувствовала себя восходящей звездой. И очень хотела поехать в отпуск. Но режиссер проявил настойчивость и уговорил актрису. И она до сих пор успешно снимается в кино.

А вот Александр Михайлов, сыгравший роль Федяшева, ее возлюбленного по фильму, на «Формуле любви» закончил свою фильмографию. Ушел в религию. И сегодня вместе с женой исполняет духовные песнопения.

На роль дворовой девки Фимки активно претендовала Александра Захарова, дочь режиссера. Ее папа, естественно, утвердил без всяких проб. К слову, еще раньше отец взял своего единственного ребенка в свой театр. Но для этого Марк Анатольевич разыграл небольшое театральное действо — чтобы другие, не дай бог, не подумали, что он благоволит собственному чаду. Строгий и справедливый родитель созвал целый худсовет, чтобы решить, нужна ли она театру. Худсовет услужил постановщику, сказав свое веское «да». Тут и папа неожиданно обратил внимание на талант дочери. Стал ее занимать в постановках. Правда, говорят, после смерти Захарова в 2019 году все как-то разом перестали восхищаться звездой театра.

Мистика настоящего кино

С самого начала съемок с актерами начали приключаться «мистические» неприятности. Нодар Мгалоблишвили сломал ногу, упав с подоконника: он сидел на нем, напевал грузинскую мелодию, но, засмотревшись на проходившую мимо женщину, грохнулся на пол. Работу переносить было нельзя. А Калиостро не виделся режиссеру сидящим — согласно замыслу постановщика, он должен был уверенно прохаживаться. Пришлось артиста посадить на спину одного из рабочих и снимать до пояса, пока нога не зажила.

А Александра Захарова сломала большой палец ноги. Но это не помешало ей, превозмогая боль, со свойственной ей лихостью плясать в кадре.

Еще более страшная история случилась с Александром Абдуловым, который исполнил роль Жакоба, кучера Калиостро. Артист, человек смелый и азартный, отказался от каскадера и стал сам править упряжкой. Кони понесли. Повозка опрокинулась. Съемочная группа застыла в ужасе. Режиссер взял себя в руки и окликнул Абдулова. Тот ответил: «Я здесь!» У всех отлегло от сердца. Выяснилось: Абдулов привязал вожжи к сапогу, а когда лошади понесли, успел скинуть сапог и выпрыгнуть из телеги.

Александр Абдулов и Семен Фарада, сыгравший Маргадона, подручного графа, на съемках одновременно ухаживали за красавицей Еленой Аминовой, которая исполнила роль Лоренцы, женщины Калиостро. Эта влюбленность чуть не стоила Фараде семьи. Галантный кавалер решил прокатить Елену на машине. А женщина от нечего делать украсила цветами куклу-талисман, которая «ездила» в автомобиле артиста. Когда Семен Львович, вернувшись домой со съемок, сел в автомобиль с женой, та сразу заявила: «Ты ездил на машине с другой женщиной». Артист содрогнулся: опять мистика, настиг его чертов Калиостро. Но супруга объяснилась: «Так украсить куклу могла только женщина!» Насилу удалось помириться.

Бодрее всех во время съемок чувствовали себя «старички», как их называли коллеги, — Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой, исполнившие роли тетушки и доктора. Этих опытных лицедеев не брала никакая мистика: все ночи напролет они играли в карты, не вынимая сигареты изо рта. А наутро выглядели свежими, как майские розы.

Захарова в течение всего времени съемок больше всех радовала Татьяна Пельтцер. Он вспоминал, как взял ее в «Формулу любви»: нужно было найти, того, кто в картине стал бы своего рода антиподом демонического Калиостро. И режиссер решил: пусть это будет добрая старая женщина, которая воспринимает мир реалистично и с неизменной любовью: «И тогда мы с Григорием Гориным неожиданно решили, что это будет… Татьяна Пельтцер, которая сыграла в фильме роль тетушки Федосьи Ивановны. И все встало на свои места. Только она сумеет совершенно естественно оставаться веселой и живой в гротескных ситуациях, в экстремальном режиме и противостоять магическим проискам заезжего итальянца. Моей любимой актрисе не надо было ничего объяснять и показывать — она давно знала эту самую «формулу любви». Только вычертила она ее не на бумаге, а в собственном щедром и многострадальном сердце. Она научилась самому хлопотному и непростому делу на земле — любить людей».

Мария КОНЮКОВА

ФОРМУЛА УСПЕХА

После выхода «Формулы любви» артист Семен Фарада как-то зашел в кафе. И сразу услышал «в свой адрес»: «Уна, уна, уна ун моменто…», бессмысленный набор итальянских слов на музыку композитора Гладкова, звучащий в картине. В этот момент Фарада понял: картина вышла удачная.

, , , , , ,   Рубрика: Искусство и телевидение 109 раз просмотрели

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:31. Время генерации:0,626 сек. Потребление памяти:9.12 mb