Голая правда «Маленькой Веры»

Автор: Maks Авг 14, 2019

Фильм «Маленькая Вера» вышел на советский экран в 1988 году. И стал шоком для всего СССР. Граждане самой большой страны в мире увидели себя со стороны и ужаснулись. Было много споров, критики и скандалов. Реакция была такой сильной, потому что главными героями картины, по большому счету, стали правда и откровенность.

В 1988 году гласность, перестройка и новое мышление только набирали обороты. Именно в этот момент вышла картина «Маленькая Вера». Вышла, явно опережая свое время. В фильме было все запретное для советского человека: секс, нездоровая рабочая советская семья; бедность, скука и безнадежность жизни в провинции.

Цветок на помойке

«Маленькую Веру» снимали в городе Жданове (ныне — Мариуполь) — родном городе режиссера Василия Пичула. Блеклое Азовское море, трубы заводов, нищие новостройки — вот антураж, на фоне которого странным экзотическим цветком расцвела любовь. Главная героиня в исполнении Натальи Негоды особой симпатии не вызывала: гопница из рабочей семьи, грубая и необразованная, пребывающая в конфликте с родными. Но, как любая девочка, маленькая Вера мечтает о большой любви. И эта любовь вырастает, как цветок на помойке.

Автором сценария была Мария Хмелик. Текст сценария она сначала опубликовала на страницах газеты «Московская правда». И произведение сразу стали именовать порочащим советскую молодежь. Бог знает, дошла бы «Маленькая Вера» до своего киновоплощения, не будь сценаристка дочерью Александра Хмелика, детского писателя и одновременного заместителя главного редактора киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.

Василий Пичул, будущий режиссер картины, учился вместе с Марией Хмелик во ВГИКе. К моменту написания сценария он уже был мужем дочери замредактора киностудии, на которой в конце концов и сняли фильм. Троицу муж — жена — тесть обвинили и в семейственности, и в очернительстве рабочего класса, и в дискредитации здоровой советский семьи, и в «порнографии».

Были и те, кто заступился за фильм. Например, журнал «Советский экран» писал: «»Маленькая Вера» — фильм о молодежи, но отнюдь не благостный, каких немало пересмотрено нами в прошлые годы, а жесткий, даже жестокий. Картина выходит на новый, ошеломляющий уровень жизненной правды, и правда эта горькая».

За свою ученицу Марию Хмелик вступился драматург Евгений Габрилович: «Мы привыкли к такому киноискусству, где даже отрицательные, тревожные стороны жизни обильно политы сладким сиропом. А какова жизнь юношества не придуманная, а действительная? Только в последнее время стали появляться кинопроизведения, которые пытаются пробиться к этому малоисследованному предмету. К ним относится и сценарий совсем еще молодой Марии Хмелик».

«Общество в разрезе»

«Маленькая Вера»Для экранизации сценария с такой репутацией подбор актеров был непростым. В роли Маргариты Владимировны, матери Веры, Пичул видел только актрису Людмилу Зайцеву. Но ту сценарий сразу ужаснул. Еще бы: Людмила Васильевна всегда играла положительных героинь: красивых, добрых и сильных духом русских женщин. А тут ей предложили изобразить туповатую, мелочную и равнодушную мать, которая за засолкой огурцов в упор не замечает любовной и семейной драмы, которая едва не убивает ее дочь, зятя и в конце концов лишает жизни мужа.

Вот как сама Зайцева рассказала о том, почему она согласилась все-таки сниматься: «Скажу честно, когда я прочитала сценарий, я ощутила неприязнь. Я знала, что режиссер — дебютант в игровом кино. И подумала: вот в кино пришли молодые, ничего еще не испытавшие в жизни, но решившие «очернить» простых, нормальных рабочих людей. И тем самым обратить на себя внимание. Но режиссер Василий Пичул все же со мной встретился, и мы около двух часов беседовали. Я из этой встречи вынесла главное — никто не стремился разоблачать или кого-то обличать. Авторы стремились лишь к одному — четко и честно рассказать о главном институте нашей жизни, который мы, к глубокому сожалению, в последние десятилетия стали забывать, о ячейке общества — семье. Это не частная история, а наше общество в разрезе».

Сыграла Зайцева свою роль блестяще. Ее экранным супругом стал Юрий Назаров, которому также сценарий поначалу не понравился. Но потом он честно признал свою ошибку. Его даже немного обижало то, что зрители помнят его главным образом по этой роли: «Фильм, конечно, прогремел. Я сыграл более чем в двухстах фильмах, а для зрителей по-прежнему «папа Веры». Это один из немногих моих фильмов, за который нас хвалят, но и ругают на чем свет стоит. К сожалению, нашей картине недостает ответа на ключевой вопрос: а жить-то как?»

Неожиданные судьбы

Те, кто сыграл молодых героев фильма, отлично понимали, что картина отнюдь не опорочивает советскую молодежь. Наталья Негода, выпускница Школы-студии МХАТ, сразу после съемок стала звездой. Ей, девочке из театральной семьи, прочили великое будущее. В те дни Негода переживала роман с актером Михаилом Ефремовым, сыном великого артиста и режиссера Олега Ефремова. Это еще больше подогревало интерес к ней.

В своих интервью Наталья не любила говорить, что ее мать — режиссер, а отец — артист. И вообще, педалировала на публике образ гопницы из рабочей семьи, в который, по-видимому, вжилась. Вскоре смелая гражданка СССР, не постеснявшаяся обнажиться в кадре и сымитировать перед камерой половой акт, снялась для журнала «Плейбой» и уехала в США. После этого она как-то затерялась и лишь изредка появлялась на киноэкране. Увы, успех «Маленькой Веры» она не повторила даже близко.

А вот ее партнер по фильму Андрей Соколов, вопреки весьма посредственным прогнозам, стал звездой российского кино и снялся впоследствии в большом количестве успешных отечественных картин.

Лену, подругу Веры, сыграла Александра Табакова, дочь знаменитого актера Олега Табакова от первого брака. Сыграла блестяще, ни в чем не уступив Наталье Негоде. Но после фильма и ее актерская карьера как-то не заладилась. А после того как Олег Табаков ушел от ее матери, артистки Людмилы Крыловой, к молодой Марине Зудиной (она старше Александры всего на год), Александра вообще сломалась. Перестала появляться на публике и сниматься.

Несмотря на мрачный мариупольский антураж, съемочная группа проводила время очень весело. У многих сложилось ощущение, что работа шла как-то между делом. А главное — приятный отдых на Азовском море. Позже Соколов вспоминал: «Мы купались, пили вино, загорали… А фильм шел сам по себе, вроде как между прочим».

Главной проблемой и для Соколова, и для Негоды стала взаимная неприязнь. Вне съемочной площадки они просто видеть не могли друг друга. А перед камерой пришлось изображать страстное чувство. Но ничего — актеры справились. Никому из зрителей мысль о закадровых перепалках актеров даже в голову не пришла.

Фильм стал сенсацией. В кинотеатры СССР выстраивались очереди за билетами. Увы, и сегодня «Маленькая Вера» не потеряла актуальности.

Мария КОНЮКОВА

Эротика превыше всего?

«Маленькую Веру» в СССР посмотрели около 55 миллионов человек. Зрители буквально осаждали кинотеатры. Правда, в основном не ради того, чтобы увидеть общество в разрезе, а чтобы посмотреть первую в советском кино настоящую эротическую сцену.



, , ,   Рубрика: Искусственная история

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,305 сек. Потребление памяти:10.59 mb