Когда дружба — труба

Автор: Maks Июл 30, 2019

После Второй мировой войны Европа оказалась разделена на два лагеря. Западной Европе оказывали экономическую помощь США, а соцстраны рассчитывали на помощь СССР. В частности, поставки углеводородов были полностью из Союза.

В середине XX века в странах Восточной Европы начался экономический рост. В итоге возросла потребность в нефти. 18 декабря 1958 года на X сессии Совета экономической взаимопомощи в Праге было решено построить магистральный нефтепровод из СССР в Восточную Германию с ответвлениями в Польшу, Венгрию и Чехословакию.

От малого к великому

Самым легким в этом начинании оказалось подыскать название нефтепровода. С ним долго не колебались: «Дружба». Дальше было сложнее. Сегодня, в эпоху автоматической прокладки газопроводов, их технологии отработаны до мелочей. А полвека назад это было новое и сложное мероприятие. Поэтому о том, как этот нефтепровод строить, инженеры и технологи имели приблизительное представление. Но самое главное — было принято политическое решение: Москва обязывалась найти на это силы и средства, а соцстраны обещали помочь, чем смогут. 9 января 1960 года «Правда» и «Известия» напечатали статьи о подписании соглашения о строительстве нефтепровода «Дружба».

Первые нефтепроводы в СССР появились сразу после войны. В 1948 году, когда геологи нашли нефть в Татарстане, неподалеку от деревни Тимяшево, ее сначала возили цистернами от скважины до нефтеперерабатывающего завода. Позднее построили 27-километровый нефтепровод от Шугуровского месторождения до станции Клявлино. С увеличением добычи росла и протяженность нефтепроводов. Теперь нефть поставлялась к нескольким НПЗ. В 1954 году только в Татарской АССР их протяженность достигла 350 километров. Так, 250-километровая нитка Ромашкино — Куйбышев начиналась у Ромашкинского месторождения и вела напрямую к Новокуйбышевскому нефтеперерабатывающему заводу. В 1955-м длина нефтепроводов составляла уже 700 километров, росло и количество нефтеперекачивающих станций.

Таким образом, к началу прокладки нефтепровода «Дружба» кое-какой опыт строительства и эксплуатации нефтепроводов в СССР уже имелся. Но здесь был совсем другой масштаб. Это все равно что пересесть с велосипеда на гоночный мотоцикл: вроде бы все то же — руль и два колеса, но риск куда выше. Только расстояние, на которое планировалось протянуть нефтепровод (из Волгоуральского нефтегазоносного района в Восточную Германию), составляло 4,5 тысячи километров! А сколько нужно для него перекачивающих станций, опорных пунктов, ремонтных предприятий?! Для всего этого предстояло найти решения и реализовать их.

Все дело в диаметре!

Нефтепровод «Дружба»Проект нефтепровода «Дружба» выполнил специализированный московский НИИ «Гипротрубопровод», после чего его утвердила постоянная комиссия СЭВ по нефтяной и газовой промышленности.

Главной проблемой мегастройки стали трубы. Используемые ранее в советских трубопроводах трубы имели диаметр 40-50 сантиметров. Их выпускали металлургические заводы на Урале и в Украинской ССР. По технологии, придуманной академиком Патоном, стальной лист сворачивали по спирали в бесконечную трубу, по шву которой ехал сварочный аппарат. Для нефтепровода в 200-300 километров такого диаметра было достаточно, но для многотысячекилометрового нефтепровода требовались трубы с диаметром почти в полтора метра. В узкой трубе сопротивление жидкости постоянно растет, и требуется поддерживать давление. А строить через 10-20 километров насосные станции было весьма накладно, экономика такого проекта была бы сравнима с железнодорожным перевозками. А значит, нужны были трубы большого диаметра.

В 1950-е годы в СССР не было технологии изготовления таких труб. Для этого требовался особо прочный стальной лист большой ширины. Чтобы его изготовить, нужен был более технологичный прокатный стан и особый сорт стали. В Союзе имелись начальные разработки как стана, так и новых сортов стали, но они не были досконально отработаны — для этого требовалось лет 10. А трубы диаметром 1400 миллиметров нужны были немедленно. Причем в огромном количестве!

В мире подобный диаметр выпускали в двух местах: в Северной Америке и ФРГ. Если с американцами не получилось бы договориться в принципе (да и перевоз из-за океана стоил бы слишком дорого), то с западным немцами можно было найти общий язык. Тем требовались новые рынки сбыта, а Москва обещала оплатить поставки золотом, что было даже лучше долларов. Вот только ФРГ в политическом плане целиком зависела от Вашингтона, а американцы с началом холодной войны применили новый тип экономических санкций против СССР. Они перекрывали доступ к передовым технологиям и высокотехнологичной продукции. Еще в 1949 году санкции были закреплены Законом США об экспортном контроле (Export Control Act). А трубы с большим диаметром как раз и были высокотехнологичной продукцией. Тем не менее в октябре 1962 года компании Mannesmann, Hoesch и Phoenix-Rheinrohr подписали контракт на поставку труб в СССР. Подобный заказ был также размещен в Италии и Франции.

Санкциям вопреки

Строительство нефтепровода «Дружба» началось 10 декабря 1960 года в двух местах: на самом сложном участке, в районе Карпат, и в начальной точке впуска советской нефти — городе Альметьевске. Строители начали с геодезических и земляных работ, потому что нефтепровод предполагалось разместить преимущественно под землей.

Основной фронт работ развернулся спустя год, когда немцы стали поставлять соответствующие трубы. Правда, США не собирались смиренно наблюдать, как Союз протягивает стальную артерию в сердце Европы. В ноябре 1962 года США на заседании совета НАТО вынесли проект эмбарго на поставку труб. В итоге эмбарго поддержали 13 из 15 стран-участниц. Хотя оно и носило рекомендательный характер,

Германия и Франция разорвали соглашения о поставке труб в СССР. Но для Москвы это не стало неожиданностью, ибо разведка уже доложила о мерах Вашингтона против нефтепровода. И хотя ФРГ и Франция отказались поставлять трубы, старые соглашения еще действовали. Это позволило не останавливать стройку, но параллельно заниматься созданием своего изготовителя труб большого диаметра. Им стал Харцызский трубный завод (Украинская СССР).

Несмотря на противодействие США, стройка продвигалась почти по плану. По территории СССР нефтепровод строил крупный трест «Ленгазспецстрой», а в соцстранах — национальные строительные компании. Общий надзор осуществляли советские специалисты. К 1963 году были закончены работы над участками нефтепровода в Польше, Венгрии, Чехословакии и ГДР. В том же 1963-м по ним локально стали прокачивать нефть, сгруженную с железнодорожных цистерн.

Официальный ввод в строй нефтепровода «Дружба» состоялся 15 октября 1964 года, а прокачка нефти от Альметьевска до Восточной Европы стартовала в ноябре 1964 года. На нефтеперекачивающей станции «Калейкино» в Татарстане до сих пор сохранилась табличка с надписью: «4 ноября 1964 года отсюда начала свой бег татарская нефть во имя мира и дружбы». Всего же по трубопроводу качали нефть 80 насосных станций. На тот момент «Дружба» стала самым протяженным нефтепроводом в мире с длиной 4665 километров. Из них по территории СССР пролегало 3 тысячи километров, нефтепровод пересекал 458 водных преград, в том числе 18 крупных рек, среди которых Волга, Дон, Десна и Днепр.

Если изначально нефтепровод должен был прокачивать 30 миллионов тонн нефти в год, то после строительства в 1974 году второй нитки его пропускная способность увеличилась до 100 миллионов тонн. Нефтепровод «Дружба» и по сей день является основным поставщиком российской нефти в Европу, а его протяженность на сегодняшний день увеличилась до 9 тысяч километров.

Лев КАПЛИН

  Рубрика: Назад в СССР 973 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,313 сек. Потребление памяти:9.64 mb