Мест нет!

Автор: Maks Дек 12, 2022

Еще 35 лет назад табличку с этой надписью можно было увидеть практически в каждой советской гостинице. И этот факт непременно вызовет вопрос у представителей современной молодежи: неужели столь большим спросом пользовались гостиницы в СССР? Причем даже в крохотных провинциальных городках?! Но граждане постарше прекрасно знают: дело здесь вовсе не в популярности заветных учреждений, а в системе, которая складывалась десятилетиями.

Практически сразу же после 1917 года российский гостиничный бизнес перетерпел существенные изменения.

Червонец сверху

Уже через несколько месяцев после Октябрьского переворота все гостиницы в стране были национализированы и переданы местным органам власти. Спустя еще несколько десятилетий (с конца 50-х годов прошлого века) гостиничное хозяйство, не имевшее здоровой конкуренции, всецело подчинилось плановой экономике. А раз так, зачем утруждаться и заботиться о комфорте постояльцев? Ведь месячный план можно легко сделать на разовом приеме членов какого-либо симпозиума или же спортивной команды. Вот так и стало заселение в гостиницу весьма прибыльным бизнесом. Нет, конечно же, для спортсменов, делегатов, артистов и командировочных заранее бронировались номера в советских «отелях». А вот как быть простым смертным?!

Оказывается, система о них «позаботилась». Желающий получить номер просто вручал администратору небольшой подарок, высоко ценившийся в эпоху тотального дефицита: пачку чая, коробку шоколадных конфет и даже капроновые колготки. Правда, презенты имели вес лишь в небольших провинциальных городах нашей бескрайней родины. А вот гостю мегаполиса просто следовало протянуть даме за стойкой паспорт с вложенным туда червонцем.

В те годы это была весьма значительная сумма, ведь сам номер в советской гостинице стоил от 70 копеек до 4 рублей в сутки. Говорят, что к концу 80-х годов прошлого века опытные путешественники (чаще всего снабженцы предприятий) научились обходиться без подарков и денежных подношений. Стоило такому ушлому гостю шепнуть на ушко администратору кодовую фразу: «Я от Ивана Иваныча», — как он тут же получал ключи от вожделенного номера.

Борьба за нравственность

Увы, советский сервис был самым «ненавязчивым» в мире, а потому качество проживания в «отеле» оставляло желать лучшего. Так, обстановка столь «дорогой» комнаты состояла из покореженной, видавшей виды мебели, пыльных и мятых занавесок и затоптанного коврика на полу. Правда, в номерах класса люкс эта скудная обстановка дополнялась еще цветным телевизором. Кроме того, клиенты, заполучившие ключ от этого заветного помещения, располагали еще отдельным санузлом. Гости же, вселившиеся в менее престижные комнаты, довольствовались общими удобствами, располагавшимися в лучшем случае на своем этаже, а в худшем — в подвале «отеля». Однако и постояльцев люкса могли подстерегать неожиданные «сюрпризы»: неработающий смеситель в ванной комнате, сломанный слив в туалете и даже… забитый унитаз!

О такой роскоши, как шампунь, мыло и зубная паста в номерах, в советское время никто никогда и не слышал. Ведь несчастному гостю выдавался только комплект застиранного, серого постельного белья с инвентарными номерами и вафельное полотенце, покрытое желтоватыми разводами. Причем последним постоялец должен был пользоваться вместе со своим… соседом. Трудно поверить, но несчастный клиент делил свой «дорогой» номер с таким же бедолагой. Сосед занимал вторую постель, если номер был двухкроватный, или вторую комнату, если речь шла о двухкомнатном люксе. Причем выяснять отношения с администрацией и требовать уединения никто и не думал. В этом случае можно было быстро оказаться на улице, несмотря на потраченные средства.

Гостиница СССР. Мест нет!Но все же надо отдать должное советским работникам гостиничного хозяйства: в один номер они никогда не селили представителей противоположных полов. Напротив: они свято следили за нравственностью своих клиентов. По существующим в те времена внутренним правилам гостиниц, все гости до 23:00 должны были покинуть номера постояльцев! В ином случае было не избежать грандиозного скандала! На каждом этаже советского «отеля» сидели дежурные — строгие дамы почтенного возраста. И как только приближался час икс, они обходили номера и требовали, чтобы посторонние немедленно покинули вверенную им территорию. Причем порой компанию составлял им местный участковый, который с удовольствием выпроваживал засидевшихся в номере девушек. Ходили слухи, что и с этими «надзирательницами» можно было «договориться», подарив им ценный презент или же вручив заветную трешницу (три рубля). Вот только такими «дополнительными» средствами в 70-80-е годы располагали, увы, немногие.

Сервис «Интуриста»

Конечно, были в Советском Союзе и другие гостиницы, попасть куда рядовые граждане даже и не мечтали. Еще бы, ну кто бы поселил обычного командировочного инженера в отель, хозяином которого являлось Всесоюзное акционерное общество (ВАО) «Интурист», или же в «цековскую» гостиницу, предназначенную для крупных советских чиновников! «Интурист» был основан еще в 1933 году, когда руководство СССР начало устанавливать туристические связи с зарубежными странами. Вот тогда и началось строительство комфортабельных отелей с ресторанами, барами и бассейнами. Ведь не селить же иностранцев в гостиницы с удобствами на этаже! Да и отношение здешнего персонала к постояльцам было совсем иным. Гостей здесь было принято встречать с улыбкой, внимательно выслушивать жалобы клиентов, а также выполнять все их пожелания. Обедали иностранные гости и крупные чиновники в роскошных ресторанах, где список блюд в меню насчитывал несколько страниц. В гостиницах были открыты специальные магазины, полки которых ломились от дефицитных товаров.

Был в таких отелях и особый перечень услуг. Конечно, о запрете пребывания посторонних в номере после 23:00 здесь никто и не заикался. А потому пригласить к себе в номер девушку «из близлежащего дома моделей» или же попросту валютную путану мог любой клиент. Причем эти безотказные работницы секс-индустрии были при любой гостинице «Интуриста», а их сутенерами являлись или представители администрации отеля, или же местные милиционеры. Доходы с бизнеса путан были более чем серьезные. Известно, что в начале 80-х годов прошлого века в стране, где «секса не было», на денежки, что «отстегивала» своей «крыше» девушка из гостиницы, могли комфортно проживать несколько человек.

Кроме того, при отеле постоянно ошивались фарцовщики, у которых здесь имелся свой прибыльный бизнес. Эти представители теневой экономики скупали у иностранцев и персонала гостиницы дефицитные товары (сигареты «Мальборо», пакеты с логотипами и др.), а взамен продавали зарубежным гостям красную и черную икру, значки с советской символикой и русскую водку. Удивительно, но все эти «антисоветские» действия происходили на глазах у представителей компетентных органов. Ни для никого не секрет, что за всеми гостями, приезжающими в СССР из-за рубежа, присматривали сотрудники КГБ. И от них не мог укрыться тот факт, чем подрабатывают на жизнь сотрудники фешенебельной гостиницы. Однако до поры до времени они не спешили пускать в ход имеющуюся у них компрометирующую информацию. Еще бы, ведь попасть на работу в «цековскую» гостиницу или в отель «Интуриста» не могли «случайные люди». Каждый из сотрудников перед началом своей трудовой деятельности должен были пройти особое собеседование в том самом КГБ, где перед ним ставились определенные задачи. Поэтому, пока бедолага сотрудничал с органами, на «крышевание» путан и торговлю сигаретами его «коллеги» смотрели сквозь пальцы.

Елена ЛЯКИНА

  Рубрика: Назад в СССР 511 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,296 сек. Потребление памяти:9.66 mb