
Милицейский боевик
Авантюрный детектив «Петровка, 38» вышел на советский экран в 1980 году. И потряс зрителей динамичностью сюжета — в одном эпизоде даже «летала» машина «Волга». Все подростки страны с замиранием сердца смотрели в кино советский милицейский боевик, который сняли «как в Америке».
Сценарий картины написал Юлиан Семенов, журналист и автор приключенческих произведений. По биографии Юлиана Семеновича вполне можно снять триллер. Сын репрессированного, востоковед по профессии, успешный журналист-международник, автор бестселлеров, один из самых успешных и богатых литераторов в СССР. «Отец» Штирлица всегда охотно писал о милиции.
Написал за 20 дней!
Некоторые напоминали ему о том, что его отец, один из организаторов издательского дела в Советском Союзе, был репрессирован при Сталине. На это Семенов невозмутимо отмечал, что в постсталинскую эпоху милиция изменилась в лучшую сторону.
Дядя Семенова, полковник, возглавлял один из отделов Московского уголовного розыска (МУРа). Будущий автор сценария «Петровки, 38» упросил дядю устроить его на работу в МУР, который расположен как раз по этому адресу.
Юлиана включили в спецгруппу полковника Кривенко — звезды столичного угрозыска, который и стал прототипом книжного Костенко. Несколько месяцев писатель был настоящим сотрудником МУРа. Он выезжал на места преступлений, где осматривал трупы и вел протоколы. Ему даже разрешали участвовать в операциях по задержанию преступников и слушать допросы.
После этого Семенов уехал в Гагры, где за 20 дней написал «Петровку, 38». Для сюжета он использовал реальные события, с которыми успел познакомиться за время своей муровской «практики».
Роман «Петровка, 38» тридцатиоднолетний писатель опубликовал еще в 1962 году.
Почти через двадцать лет его постановку поручили Борису Григорьеву, который не только снял фильм, но и сыграл роль хирурга, оперировавшего в финале раненого оперативника Валентина Рослякова. Снимая перчатки, в операционной его персонаж произнес: «У этого парня мускулатура, смертоносная для дам». И дамы поняли, о чем говорит доктор.
Проверенный тандем
Режиссер Борис Григорьев сделал в советском кино благополучную и безопасную карьеру. «Петровка, 38», пожалуй, самый известный его фильм. Григорьев снимал добротно и непретенциозно. Он не был новатором. Не претендовал на кинематографические награды. Его жанр — советское патриотическое кино. Иногда детективное. Главное достоинство картин этого постановщика — их «смотрибельность». Сценарий добротный, актеры хорошие, все выглядит правдоподобно, к игре не придерешься. Сюжет держит зрителей в напряжении.
Создатели фильма недолго размышляли над актерским составом. Удачное сотрудничество Георгия Юматова и Василия Ланового сложилось еще на съемках кинокартины «Офицеры». Именно поэтому было принято решение предложить им исполнить роли полковника Садчикова и майора Костенко.
Да, на главные роли пригласили двух главных мужественных красавцев советского кино. Сегодня их именовали бы секс-символами. Но любовные линии в картине едва обозначены.
Тем самым создатели кино как бы говорят зрителям: мы тут не всякой ерундой занимаемся, а ловим смрадных гадов.
Интересно, что Василий Лановой — человек простой и прямой — в жизни люто ненавидел уголовников. Это способствовало тому, что он, и так актер страстный, как Отелло, играл в «Петровке, 38» особенно неистово. Наверное, если бы реальный милиционер так переживал за каждое свое дело, то он умер бы от инфаркта, не дожив и до тридцати.
Не совсем «наше» кино
Троица главных отрицательных героев в фильме — эпикурейцы, стремящиеся к деньгам и власти. Примечательно, что всем «плохим» персонажам присуща религиозность. Сотрудники МУРа работают под портретами Ленина и Дзержинского. А преступники сидят под иконами. Можно предположить, что сегодня все могло бы быть наоборот.
Тонкие ценители кино отметили, что Борис Григорьев, несмотря на демонстрируемую «советскость», был явно знаком с шедеврами иностранного кино. Надо сказать, их нередко «крутили» на закрытых показах для киношников. И Борис Алексеевич присутствовал на этих просмотрах для узкого круга посвященных.
На его знакомство с классикой западного «кино не для всех» указывает общей стиль съемок картины, ее оформление. Значительная часть сцены в комнате Алены (ее роль исполнила Людмила Нильская), когда старший лейтенант уголовного розыска Валентин Росляков (его сыграл Евгений Герасимов) по-пижонски открывает коньяк одним ударом, построена на контрасте черного и белого, снята на фоне стены, да еще и в зеркале.
Все это с легкомысленными ромашками, градусником вместо книжной закладки и забавной графикой получилось в духе французской новой волны. Понятно также, что подобный суперменский способ открывания бутылок сильно отдает тем же Жан-Полем Бельмондо. Кстати, картины с участием французской звезды в СССР широко демонстрировали.
Правда, Евгений Герасимов, не любивший прибегать к услугам каскадеров — он даже сам прыгал через машины, — во время съемок первого дубля лихо сбил горлышко бутылки голой рукой. Мало того что получилось неэстетично, так актер еще и сильно поцарапал руку — шрам остался на всю жизнь. Потом горлышко подпилили — и все сняли как по маслу.
Вместо массовки Борис Григорьев снимал «живую» Москву. Он не заполнил улицы столицы СССР — места действия картины — переодетыми артистами. Город в фильме, в лучших традициях хорошего кино, живет своей повседневной жизнью.
Полеты на «Волгах»
Знатоки чрезвычайно высоко оценили операторскую работу Игоря Клебанова. Позже он рассказал о знаменитой сцене погони двух «Волг»: «Директор фильма пришел в ужас — он не понимал, как в центре города снимать погоню. Но я настоял на своем: «Волга» начнет движение на Пушкинской площади. В погоне участвовали каскадеры — бесстрашные ребята, не имевшие опыта работы в кино, но занимавшиеся спортивным автомобилизмом. Я, кстати, тоже оказался в роли каскадера в микроэпизоде, сидя в одной из машин, которая преследует преступников.
Наиболее запоминающийся момент погони снимали на Рождественском бульваре, на месте крутого спуска к Трубной площади. Мне хотелось, чтобы машины немного «полетали». Чтобы удлинить полет, установили трамплинчики, замаскировали их, покрасив в цвет асфальта. Мы с каскадерами готовились к наивысшим достижениям. Но тут приехала милая женщина — инструктор по технике безопасности, который обязательно должен присутствовать на трюковых съемках, и стала интересоваться деталями предстоящей съемки.
Мы понимали, что задуманное под угрозой. Чтобы отвлечь внимание инструктора, я сказал: «Лена, говорят, что в ЦУМе колготки выбросили… Мы приступим к съемке часа через два». И она тут же исчезла. А мы сняли в это время несколько дублей. Самый длинный автопрыжок был длиной в 28 метров!»
Только в 1980 году картину «Петровка, 38» посмотрели 53 миллиона зрителей.
С наступлением 1990-х годов Борис Григорьев оказался не у дел. Его дочь в одном из интервью рассказала, что отец плел корзинки и продавал их на рынке, чтобы как-то выживать. Режиссер скончался в 2012 году. Он почти на двадцать лет пережил Юлиана Семенова, который ушел из жизни в 1993-м от инсульта.
Мария КОНЮКОВА
ДАЖЕ ЛАНОВОЙ НЕ УСТОЯЛ
Артист Василий Лановой, сыгравший в фильме «Петровка, 38» майора Костенко, утверждал, что детективы — не его стезя. И только прекрасная литературная основа — одноименный роман Юлиана Семенова убедила актера в том, что стоит принять предложение режиссера Бориса Григорьева.
https://zagadki-istorii.ru