На родине ислама

Автор: Maks Ноя 1, 2022

Офицеров-белоэмигрантов судьба забрасывала в самые экзотические места. И заниматься им приходилось самыми невероятными вещами. Например, они создавали военно-воздушные силы Саудовской Аравии.

ВСТРЕЧА С ЛОУРЕНСОМ АРАВИЙСКИМ

У истоков создания саудовской авиации стояло несколько русских специалистов. Один из них — Николай Найденов. Сведений о нем сохранилось крайне мало. Рассказ о его жизни — это собранная по крупицам информация. Но для начала — небольшая историческая справка.

В начале XX века территория нынешней Саудовской Аравии входила в состав Османской империи. В 1914 году турки вступили в Первую мировую войну на стороне Германии. А англичане решили привлечь на свою сторону арабов, обещая им независимость. Главным союзником британцев стал Хусейн ибн Али аль-Хашими из династии Хашимитов, правитель Хиджаза (территория на западе Аравийского полуострова, где расположены мусульманские святыни — Мекка и Медина).

В 1916 году Хусейн заявил о создании независимого от Турции королевства Хиджаз. Сам он, естественно, и стал королем. Первая мировая война через два года закончилась, а королевство осталось.

Новому государству требовались вооруженные силы, в том числе авиация. Создать авиацию пообещали британцы. Нужны были специалисты. Но климатические условия в Аравийской пустыне таковы, что британские спецы попросту сбежали.

И тогда решили привлечь русских офицеров, покинувших Советскую Россию. Британская разведка сообщила Хусейну о нескольких русских авиаспециалистах, проживавших в Египте. Они влачили жалкое существование, работая не по специальности: кто — таксистом в Каире, кто — уличным торговцем, а кто — портовым грузчиком.

Бывший белый офицер Максимов работал таксистом.

Однажды к нему подсел араб и попросил отвезти его в самый дорогой ресторан. А потом пригласил туда Максимова.

Представившись посланником короля Хиджаза, араб предложил русскому офицеру работу. Максимов должен был создать авиационный отряд. Членам этого отряда обещали хорошую зарплату, а в придачу — каждому по каменному дому.

«Арабом» оказался офицер британской разведки. Сегодня он известен на весь мир под именем Лоуренс Аравийский. Максимов принял его предложение и завербовал несколько летчиков и механиков. Среди них был капитан авиации Николай Найденов.

БИТВА ЗА АРАВИЮ

О ранних годах жизни Найденова практически ничего не известно. Он родился в 1891 году, окончил Одесское мореходное училище, в 1916-м — авиационную школу. В 1921 году Найденов вступил в армию короля Хусейна.

Прибыв в Хиджаз, русские специалисты заключили контракт на полгода и занялись освоением и ремонтом предоставленной им техники, а также обучением местных летчиков авиационному искусству.

Военно-воздушные силы Хиджаза создавались с огромным трудом. Между местным командованием и русскими летчиками постоянно возникали трения: в условиях пустыни авиационная техника пришла в негодность и находилась в плачевном состоянии, а власти требовали быстрого результата.

Кроме того, специалисты из России оказались вовлечены в сложнейшие политические интриги. Король Хусейн мечтал объединить под своей властью все арабские провинции бывшей Османской империи. Это не встречало понимания ни у великих держав (Англия и Франция), ни у многих арабов.

Когда Николаю Найденову приказали выполнять боевое задание — проводить бомбардировку, — он отказался, сославшись на условия контракта. Русский летчик был храбрым человеком, но он прекрасно знал, в каком состоянии находились самолеты Хиджаза. Совершать на них боевые вылеты было равносильно самоубийству. Найденов предпочел вернуться в Египет.

Некоторые русские летчики все же летали и несли потери. И в конце концов они отказались воевать на изношенной технике и в апреле 1922 года были уволены.

На некоторое время Хиджаз остался без авиации. Королю Хусейну пришлось одуматься и снова пригласить русских. Найденов вернулся в Хиджаз, чтобы возрождать королевские ВВС. Ему помогала небольшая русская группа из пилота и четырех механиков.

Король Хусейн переживал не лучшие времена. Он вел войну за контроль над Аравийским полуостровом с правителем Неджда (территория в центре полуострова), носившим длинное имя Адбул-Азиз ибн Абдуррахман ибн Фейсал Аль Сауд (поскольку такое имя все равно не запомнить, иногда его называют просто ибн Сауд). В этой войне Хусейн особо рассчитывал на свою авиацию, поэтому русским летчикам приходилось заниматься бомбардировками позиций противника.

Авиация не помогла — Хусейн терпел поражение за поражением. В октябре 1924 года его вынудили отречься от престола. Но и это не помогло: ваххабиты (сторонники ибн Сауда исповедовали именно это течение ислама) захватили столицу Хиджаза — Мекку.

Но война продолжалась. Хашимиты пытались вернуть контроль над Меккой, используя преимущество в воздухе. На бреющем полете самолеты Хиджаза посыпали скопления ваххабитов самодельными бомбами и расстреливали их из пулеметов. Именами «русских шайтанов» женщины Неджда стали пугать детей, а расценки за головы этих «шайтанов» росли буквально каждый день.

«САНТА-БАРБАРА» ПО-АРАБСКИ

Первый король Саудовской Аравии ибн СаудРусские офицеры сражались за Хиджаз вплоть до его капитуляции в декабре 1925 года. Вскоре выяснилось, что новому государству — королевству Неджд и Хиджаз — тоже нужны специалисты в области авиации. Максимов и Найденов вновь занялись восстановлением авиатехники и подготовкой местных летных кадров. К середине 1927 года они успешно обучили восемь арабских летчиков. За успешную работу русским пилотам увеличили жалованье и предоставили новые льготы.

23 сентября 1932 года Абдул-Азиз ибн Абдуррахман ибн Фейсал Аль Сауд объединил несколько регионов в единое королевство, получившее название Саудовская Аравия. Отношения саудовского короля с русскими летчиками были очень непростыми и напоминали мыльную оперу. Постоянно возникали конфликты, и русские специалисты уезжали в Египет. Затем от ибн Сауда прибывали эмиссары с выгодными предложениями, и наши соотечественники возвращались. И так повторялось раз за разом.

Скажем, в 1934 году из-за территориальных споров вспыхнула война между Саудовской Аравией и Йеменом. В армии ибн Сауда воевал отряд летчиков — англичан и немцев. Когда йеменцы подбили один самолет, саудовские летчики-иностранцы попросту сбежали. И тогда из Египта пригласили русских авиаторов. Они снова показали себя с самой лучшей стороны.

Русские пилоты пользовались таким авторитетом, что капитана Найденова принял лично король Саудовской Аравии. Такой чести не удостаивались даже маститые западные политики.

Ибн Сауд прислушался к советам pyccкогоo специалиста и закупил в Англии новые бомбы и четыре бомбардировщика Westland Wapiti, которые могли развивать приличную для того времени скорость. Правда, самолеты нуждались в ремонте.

И ремонтом, и послеремонтными испытаниями занимался Найденов, которого ибн Сауд назначил старшим в русской авиационной группе. Король остался доволен, и в Саудовскую Аравию пригласили еще двух русских специалистов.

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО!

В 1936 году Николай Найденов начал совершать полеты на 300 километров в тяжелейших условиях — при сильном ветре и песке, бьющем в крылья. К этим полетам русский специалист готовил и саудовских летчиков.

Парк ВВС Саудовской Аравии был, прямо скажем, небольшим — 12 самолетов. Все они обслуживались небольшой группой русских летчиков. Когда потребовалось дополнительно подготовить саудовских пилотов, этим занялся все тот же Найденов.

Как-то раз королю Саудон ской Аравии захотелось продемонстрировать авиационную мощь своего государств не только внутри страны, но и за ее пределами. По его приказу был организован воздушный парад. В нем участвовали шесть самолетов. Два из них пилотировали русские летчики, а остальные — саудовские пилоты, обученные русским специалистами.

В мае 1938 года Найденов руководил перелетом четырех самолетов по маршрут Джидца-Янбу-Джидца. Перелет занял 2 часа 10 минут, всё прошло строго по графику и без происшествий. Вообще надо сказать, что за все время пока русские летчики работали в Саудовской Аравии, не случилось ни одной катастрофы.

Все эти примеры наглядно демонстрируют, какую роль сыграли наши соотечественники в создании ВВС Саудовской Аравии. Справедливости ради отметим, что до 1939 год у ибн Сауда имелись и италья ские авиационные техники, но они значительно проигрывали русским в квалификации.

К 1939 году в Саудовской Аравии были созданы две летные базы, отряд летчиков и техников. На славу потрудившийся Николай Найденов с чистой совестью вернулся в Египет. Он умер в Каире 28 марта 1947 года. Его похоронили на кладбище православного греческого монастыря Святого Георгия. Через год там же нашла вечный покой и его жена.

Надежда АРТОНКИНА

  Рубрика: Версия судьбы 56 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,209 сек. Потребление памяти:9.31 mb