Над мирно спящими аэродромами

Автор: Maks Мар 28, 2022

В середине прошлого века одной из самых «горячих точек» на карте мира был маленький кусочек суши Синайского полуострова, где сошлись границы нескольких государств: Израиля, Палестины, Египта, Иордании и Сирии. Напряженность в этом регионе стала нарастать с 1952 года, когда в Египте произошла революция, в результате которой была свергнута монархия, провозглашена республика и президентом страны был избран Гамаль Абдель Насер. В 1956 году Египет национализировал Суэцкий канал, спровоцировав этим шагом Суэцкий кризис. Не затухающее противостояние Израиля и Палестины, сближение Египта с СССР, образование Организации Освобождения Палестины, конфликты Израиля и Сирии из-за воды — всё это естественным образом привело к тому, что страны перешли к открытой военной конфронтации.

Начало войны

В мае 1967 года особо стала нарастать напряженность между Израилем, Сирией и Египтом. Президент Египта в своём выступлении обратился к арабским странам с призывом «уничтожить евреев как нацию, сбросив их в море». Ему вторил глава Организации Освобождения Палестины, заявив, что «оставшимся в живых евреям позволят возвратиться в страны их прежнего проживания».

И конечно, война началась. При таких обстоятельствах она не могла не начаться. Но это была очень короткая война, всё было кончено за шесть дней, а исход был решён в первые три.

«Мокед»На момент начала войны Египет располагал силами ВВС, значительно превышающими ВВС Израиля. Меньшую степень превосходства имели Сирия и Иордания. Поэтому Израилем была разработана операция «Мокед», направленная на быстрое и одновременное уничтожение всех военно-воздушных баз Египта и его союзников. Подготовка к операции велась очень тщательно и в режиме абсолютной секретности.

В течение двух лет тренировочные полеты ВВС Израиля проходили по одной схеме. Несколько десятков самолетов вылетали в акваторию Средиземного моря, резко снижались до минимальной высоты и возвращались обратно на аэродром. Делалось это для усыпления бдительности противника, наблюдающего за полетами. А накануне начала операции диверсионная группа израильской армии, проникнув на крышу американского посольства в Тель-Авиве, привела в неисправное состояние антенну системы слежения.

Аэродром Н-3

Но, несмотря на длительность и тщательность подготовки и на то, что операция прошла успешно и определила победу израильской армии, не всё прошло, как планировалось. Одним из «камней преткновения» стал иракский аэродром Н-3. Он был построен в 1935 году для обслуживания нефтяной компании Ирака и включал в себя взлётно-посадочную полосу и топливный склад. На момент описываемых событий аэродром не претерпел практически никаких изменений, даже маскировочных сетей для построек и техники там не было.

31 мая 1967 года на аэродром прибыли 12 истребителей иракских ВВС. 4 июня среди летного состава был проведён инструктаж. Планы командования поменялись, и вместо следования на аэродром Аль-Мафрак летчикам сообщили об их предстоящем участии в операции «Рашид», которая заключалась в атаке на израильские авиабазы совместно с сирийскими и иорданскими подразделениями ВВС. Атаку предполагалось начать в ответ на действия Израиля, который по плану арабского командования должен был понести потери при нападении на аэродромы. Но в Израиле думали по-другому.

Ответ арабской коалиции

Утром 5 июня 1967 года 40 самолетов израильских ВВС, как всегда, вылетели в сторону Средиземного моря, ни вызвав никаких подозрений у наблюдателей египетских станций слежения. Как обычно, истребители при заходе в акваторию снизились до минимальной высоты и вскоре повернули, но не в сторону аэродрома базирования, а, разбившись на звенья по четыре самолета, в сторону Египта. В это время к ним присоединились ещё несколько десятков самолетов с других авиабаз.

Через 45 минут они атаковали практически все аэродромы Египта. Первым заходом специально созданными для этих целей бетонобойными бомбами уничтожались взлетно-посадочные полосы. Вторым и последующим заходом авиационными пушками расстреливались находящиеся на земле самолеты, радары, машины и строения. Налет был проведён практически молниеносно. Израильские истребители провели над аэродромами не более 7 минут. Первая волна состояла из 185 самолетов. Ею было уничтожено 197 самолетов ВВС Египта.

О начале военных действий на аэродроме Н-3 узнали около 10 утра, когда большая часть египетских самолетов уже была уничтожена. Летный состав был немедленно поднят по тревоге, и экипажам была поставлена задача начать атаку на израильские авиабазы. Командовал операцией генерал-лейтенант Рияд. Пока шла подготовка к вылету, Израилем был осуществлен второй удар по силам ВВС Египта. Второй волной было уничтожено 107 самолетов и нанесен удар по 14 авиабазам. Военной авиации Египта был нанесен сокрушительный удар.

В 12:15 с аэродрома Н-3 взлетели пять самолетов Hanter F.Mk59 под командованием подполковника Сулеймани. Их целью была израильская авиабаза Кфар-Сиркин. Но сначала пятерка взяла курс на авиабазу Аль-Мафрак, где к ним должны были присоединиться звенья иорданских ВВС. Но иорданские экипажи запаздывали, и, покружив над аэродромом, Сулеймани увел пятерку на цель. В это время самолеты с Кфар-Сиркин были отправлены на патрулирование воздушного пространства на сирийско-израильскую границу в районе Голанских высот.

Пятёрка под командованием Сулеймани, не встретив никакого сопротивления, быстро нанесла удары по авиабазе и легла на обратный курс на Н-3. После атаки Hanter F.Mk59 командование Кфар-Сиркин отозвало с патрулирования свои истребители, и когда всё же поднявшиеся в воздух с авиабазы Аль-Мафрак иорданские самолеты прибыли на цель, израильские летчики встретили их во всеоружии. В коротком бою Иордания потеряла один самолет и вернулась на базу. Но Израиль очень быстро предпринял ответные меры. Две группы истребителей, продвигавшиеся в это время к Хургаде и Аль-Мансуру, были перенаправлены на аэродромы Иордании. Через два часа были уничтожены 17 из 19 иорданских истребителя.

В это время с аэродрома Н-3 поднялось в воздух ещё три самолёта. Их задачей было осуществить атаку на Лод — крупнейший международный аэропорт Израиля. Но в этот раз истребители не достигли цели из-за проблем с навигацией. Атаковав случайную войсковую колонну недалеко от столицы Израиля, тройка самолетов вернулась на Н-3. Именно этот вылет заставил командование ВВС Израиля внимательней посмотреть на ВВС Ирака, и в частности на аэродром Н-3.

Первый удар

Аэродром, разбомбленный израильскими ВВСПри планировании операции командование ВС Израиля аэропорт Н-3 не включила в список целей. Но атаки самолетов, базирующихся на этом аэродроме, на военные объекты Израиля заставили командиров пересмотреть план операции. Первыми приказ на атаку Н-3 получило звено капитана Гидеона Магена, состоящее из четырех самолетов «Вотур». Изначально четверка получила задание на атаку сирийской базы Сайкал.

Затем задание было изменено на Ад-Думайр, затем ещё раз на Рас Банас, и только за несколько минут до вылета экипажи получили задание на атаку Н-3. При взлете у одного из самолетов было повреждено шасси, так что на задание отправилось три истребителя.

Когда три «Вотура» подлетели к Н-3, на аэродроме помимо прибывших ранее «Хантеров», планировавших передислоцироваться на аэродром Аль-Мафрак, находилось несколько иракских МиГ-21, которые прибыли им на смену.

В момент подлета «Вотуров» два МиГ-21 уже находились в воздухе, и ещё двум удалось взлететь. Однако им не удалось сорвать атаку израильтян, и тройка под командованием Магена успешно произвела бомбометание и благополучно вернулась на свой аэродром. Иракцы лишились шести самолетов, запаса ракет Р-ЗС и запчастей для МиГов. Поврежденную при налёте ВПП удалось быстро восстановить, и на следующий день Н-3 был опять готов к боевому дежурству.

Второй день войны и второй удар

6 июня 1967 года. Звено из пяти «Хантеров» атаковало расположения израильской армии в районе Дженина.

Бомбардировщик Ту-16 иракских ВВС атаковал военные объекты Израиля в районе Таамака.

Ещё один бомбардировщик ВВС Ирака нанёс удар по израильскому городу Нетания.

В ответ на эти действия иракских ВВС Израиль предпринял вторую атаку на аэродром Н-3. В небе над аэродромом завязался воздушный бой, в результате которого один самолет ВВС Ирака был уничтожен и два повреждены. Экипажи Израиля благополучно вернулись к месту базирования.

Третий день войны и третий удар

После того как израильские истребители практически полностью уничтожили летный парк Иордании, король Хусейн провел переговоры с президентом Ирака о том, что Ирак предоставит Иордании самолеты для возможности продолжать военные действия. Одной из авиационных баз, с которой должна была быть осуществлена передача самолетов, был аэродром Н-3. Когда 6 июня 1967 года группа иорданских летчиков и технических специалистов прибыла на Н-3, то там, по словам очевидцев, «царил дым и хаос». Самолетов для передачи на Н-3 после атаки израильтян не осталось, да и разместить прибывших было негде. Поэтому иорданских военных решено было отправить на ближайшую авиабазу в Аль-Хаббанию.

7 июня 1967 года в Аль-Хабании иорданские экипажи были подняты для выполнения задания. За день до этого командование ВВС Ирака, проанализировав ситуацию на Н-3, приняло решение эвакуировать аэродром. Для прикрытия аэродрома с воздуха решено было выделить несколько истребителей «Хантер» с Аль-Хаббании.

Примерно в 11 утра 7 июня 1967 года аэродром Н-3 был в третий раз атакован ВВС Израиля. Прикрывающие эвакуацию истребители «Хантер» атаковали восемь самолетов «Мираж» сразу после того, как израильтяне сбросили бомбы на ВПП аэродрома. Завязался бой, в ходе которого было уничтожено три самолета Израиля, двое израильских пилотов погибли и двое были взяты в плен.

Эпилог

Н-3 был эвакуирован. В оставшиеся дни экипажи с Аль-Хаббании и с Аль-Рашида продолжали патрулировать аэродром и близлежащие территории, но Израиль больше не предпринимал атак на аэродром.

За три дня войны Н-3 трижды подвергался нападению с воздуха. Были уничтожены шесть самолетов на земле, а также существенные повреждения получили строения и ВПП, что практически вывело аэродром из строя.

Однако в ВС Израиля к бомбардировкам Н-3 относятся скептически. Операция, проведенная без должной подготовки, не дала каких-либо существенных результатов. А потери в технике и живой силе, которые понесла израильская армия (три сбитых самолета, двое погибших и двое в плену), не сопоставимы с незначительными повреждениями на аэродроме.

Система дала сбой. Операция с заблаговременной подготовкой и детальной проработкой всех этапов не терпит импровизаций. Особенно на войне.

Константин СЕМЁНОВ

  Рубрика: Война и политика 151 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,226 сек. Потребление памяти:9.02 mb