Надя Рушева 1952-1969: Недописанная история

Автор: Maks Мар 22, 2023

То, что девочка необычайно талантлива, признавал каждый, кто видел ее рисунки. Наде Рушевой предрекали великое будущее, однако жизни ей было отмерено предательски мало.

Николай Константинович взял в руки «Сказку о царе Салтане» и начал читать вслух. Рядом села дочка Надя, подперев подбородок кулачками. Спустя несколько минут она вскочила, куда-то побежала. Вернулась с бумагой и карандашами. Пока отец читал, нарисовала 36 иллюстраций. На одной младенец-крепыш выбирается из деревянной бочки, на другой живописный остров Буян, на третьей сидит недовольная чем-то баба Бабариха… Закончив чтение, Николай Константинович взглянул на рисунки. Такого просто не может быть!..

«Я ЗАРАНЕЕ ВИЖУ РИСУНКИ..»

Рисовать Надя начала в три года. Творческая атмосфера в семье способствовала развитию таланта малышки. Отец, Николай Рушев, был известным советским художником. Мать, Наталья Ажикмаа, — балериной.

Надя родилась в 1952 году, когда ее родители были в командировке в Улан-Баторе. В детстве Нади ничто не предвещало беды. Активная, любознательная, веселая девочка располагала к себе любого.

Мать с отцом решили не нагружать ее учебой, поэтому до школы Надя не умела ни читать, ни писать, ни считать. Она развивалась так, как чувствовала сама. Отец, заметив способности дочери в рисовании, также решил не помогать ей. Даже в художественную школу не отправил.

Николай Константинович любил Надю безумно: проводил с ней много времени, часто читал ей вслух, беседовал на различные темы. С легкой руки отца она полюбила классику, которую тут же изображала на бумаге. Книги даже в младенческом возрасте не рвала, испытывая к ним какое-то благоговейное почтение.

Отцу часто приходилось иллюстрировать книги. После работы он развешивал свои рисунки на стене, чтобы оценить визуальный ряд. Наденька тут же рядом прикрепляла свои. С пяти лет девочка рисовала уже совсем не как ребенок. А в шесть взяла в руку перо — инструмент, которым решается писать не каждый опытный художник. Линии, нарисованные пером, нельзя стереть или исправить. Но Наде это и не нужно было. Она никогда не пользовалась ластиком, эскизов тоже не рисовала — все сразу «на чистовую». А когда ее спросили, как же у нее это получается, ответила: «Я заранее вижу рисунки. Они проступают на бумаге, словно водяные знаки, а мне остается лишь обвести их».

БЕЗ ЗВЕЗДНОЙ БОЛЕЗНИ

Родители не ошиблись: как только Надя пошла в школу, она быстро нагнала сверстников. Научилась и читать, и писать, а рисовала так, что за ее набросками выстраивалась очередь. Творила девочка ежедневно, после уроков. Выглядела в эти моменты очень сосредоточенно и возвышенно, словно писала шедевр. Надю вдохновляло, что на бумаге она может изобразить что угодно, даже то, чего быть не может. Например, она мечтала о джинсах, но денег на покупку у родителей не было. Зато ей ничто не мешало нарисовать себя в них!

В мае 1964 года, когда Наде исполнилось 12 лет, открылась ее первая персональная выставка в Москве. Ее организовал журнал «Юность», посчитав рисунки девочки достойными внимания. Посетители, пришедшие посмотреть работы юного дарования, удивлялись: на какие только темы не рисовала девочка — космос, земля, наука, техника, животные. И, конечно, литература: Рушева иллюстрировала древнегреческие мифы, произведения Толстого и Булгакова, рисовала героев Пушкина.

Выставка вызвала необычайный интерес, и журнал «Юность» решил опубликовать иллюстрации Нади Рушевой на своих страницах. О девочке узнали за пределами СССР, ее выставки пожелали организовать страны ближнего зарубежья. Сверстники в глубине души завидовали Наде, не зная, что зависть абсолютно неуместна. Денег за свои работы девочка не получала — в те годы детский труд не оплачивался. Альбомы с ее рисунками не печатали из-за плохой полиграфии. Лишь однажды Наденьке вручили деньги за участие в выставке: на них мама купила дочери демисезонное пальто.

Слава о таланте Нади Рушевой разнеслась так быстро, что ее даже начали узнавать на улице. Но вместо того чтобы зазнаться, она стала еще более открытой и приветливой.

НЕОБЪЯСНИМО, НО ФАКТ

Надя Рушева 1952-1969В 1967 году Надю пригласили в «Артек» в качестве делегата от столичной пионерии. В лагере она продолжала рисовать, оформляла стенгазеты, помогала с организацией конкурсов и соревнований.

Работать над рисунками не переставала никогда. Даже зимой, выходя прогуляться, находила чистый, нетронутый снег и изображала на нем причудливые образы.

Коллекция рисунков Нади Рушевой постоянно пополнялась. Она создала 400 иллюстраций к роману Толстого «Война и мир», работала над его «Анной Карениной». По мотивам второго произведения даже сделала зарисовки балета, которого в те годы и в помине не было: его поставили спустя несколько лет после ее смерти. Самое поразительное то, что артисты выступали точно в таких же костюмах, эскизы которых набросала когда-то Надя. А ведь ни Пьер Карден, который их создавал, ни сама Рушева не знали о существовании друг друга!

Для своих работ Надя все чаще пользовалась фломастерами и чернилами, лишь изредка дополняя изображения акварелью. Особенно впечатляли ее иллюстрации к древнегреческим мифам. Историки отмечали их необыкновенную точность, достоверность и пребывали в недоумении: откуда девочка, рожденная в XX. веке, могла знать такие подробности?

СГОРЕВШАЯ СВЕЧА

У 17-летней Нади было много планов. Она рисовала, снималась в документальных фильмах, дружила и просто любила жизнь. 5 марта 1969 года они с отцом вернулись из Ленинграда, с очередных документальных съемок о Пушкине. Девочка была счастлива и вдохновлена.

На следующее утро проснулась как обычно, с аппетитом позавтракала. Собираясь на учебу, вдруг взяла в руки красную свечу. Зажгла, подошла к матери: «Мама, смотри, как красиво горит!» Та улыбнулась.

Еще через несколько минут раздался шум в прихожей. Прибежав на странный звук, родители увидели дочь, лежащую без сознания. Николай Константинович прямо в тапочках бросился в ближайшую больницу. Телефона в квартире не было, а мобильных устройств еще не придумали.

Приехавшая скорая забрала Наденьку, однако в больнице ей помочь не смогли. У девушки оказалась врожденная аневризма сосуда головного мозга. Это сейчас широко проводятся операции по ее устранению, но тогда медицина оказалась бессильна. Надя Рушева умерла от кровоизлияния в мозг, не приходя в сознание.

Убитая горем семья начала организацию похорон. Одна из подруг девушки вспомнила, как недавно, прогуливаясь, они увидели чьи-то похороны. «Что за траурная музыка? — возмутилась тогда Рушева. — Вот если бы хоронили меня, я бы хотела, чтобы играли «Битлз», а в гробу я лежала в артековской форме».

Волю Наденьки исполнили. Свое последнее пристанище она нашла на Покровском кладбище. Еще через шесть лет рядом положили отца. Он умер через два дня после того, как закончил книгу воспоминаний о дочери. Выполнил свой долг и решил, что больше ему оставаться на этой земле незачем.

Надя Рушева оставила после себя более 10 тысяч работ, в том числе иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» — лучшие из всех существующих, как сказала вдова Булгакова. К сожалению, многие рисунки оказались утеряны — не вернулись после выставок, были подарены друзьям. Другие забрали музеи.

Лана АБРАМОВА

  Рубрика: Как уходили великие 295 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,340 сек. Потребление памяти:9.67 mb