Николо-Угрешский монастырь Мамай не прошёл

Автор: Maks Сен 30, 2019

Монастыри центральной России, по сложившейся многовековой традиции, кроме духовной составляющей являлись мощными оборонительными сооружениями на случай внезапного нападения врага. Мало того, известен случай, когда монастырь был основан благодаря победе над врагом. Рассказать об этом эпизоде отечественной истории согласился автор путеводителя «Монастыри России в обороне страны: Николо-Угрешский монастырь, Свято-Никольский Черноостровский монастырь, Спасо-Бородинский монастырь» Антон Мунин.

Д. С.: Антон Павлович, история создания монастырей России никогда не была связана непосредственно с крупными баталиями прошлых веков. По какой причине образование Николо-Угрешского монастыря стало исключением из правил?

А. М.: Действительно, монастыри основывали святые подвижники и лишь затем они становились крепостями, защищавшими нашу страну от неприятеля. В то же время Николо-Угрешский монастырь имеет свою особенную историю образования. Из учебников истории известно, что первым крупным сражением, с которого началось освобождение Древней Руси от татаро-монгольского ига, стала знаменитая Куликовская битва. На слиянии Дона и Непрядвы в 1380 году сошлись в смертельной сече силы русских князей под предводительством князя Дмитрия Донского и войска темника Золотой орды Мамая. Несмотря на то что ряд историков утверждает, что битва проходила не в Тульской области, а на территории Москвы, Николо-Угрешский монастырь историей своего образования доказывает, что истинной является официальная трактовка событий. Летописи, описывающие данное событие, утверждают, что войско во главе с Дмитрием Донским в течение нескольких суток добиралось до места сражения.

Дорога в Коломну, где собирались войска, лежала через территорию современного города Дзержинска, где в то время шелестели густые леса. Ночью, когда войско князя остановилось на ночлег, произошло событие, которое впоследствии и послужило поводом для основания Николо-Угрешского монастыря.

Д. С.: Что могло случиться ночью в глухом лесу?

А. М.: К сожалению, до наших дней сохранилось лишь устное предание о событиях той ночи, позднее положенное на бумагу. В частности, в рапорте, отправленном игуменом монастыря Варнавой в Духовную консисторию в августе 1871 года, в ответ на требование предоставить данные по истории монастыря приводится загадочная история, предшествующая Куликовской битве. Из рапорта игумена следует, что князь Дмитрий Донской вышел из Москвы и, отойдя от города не более 15 верст (16 километров), встал лагерем на ночевку. Ночью князь неожиданно проснулся от яркого света, исходящего с ветвей растущей неподалеку сосны. В ветвях высокого дерева Дмитрий Донской с удивлением увидел образ Николая Чудотворца, от которого исходил яркий свет. В ответ на молитву с дерева прямо в руки к князю опустилась икона, признанная чудотворной. Утром князь дал торжественный обет: если одержит победу в сражении — быть на этом месте монастырю. Битву князь выиграл — и слово свое сдержал. Не прошло и полугода после Куликовской битвы, как посреди леса появился храм во имя Николая Чудотворца, а само место получило название Угреша в честь удивительного явления иконы перед битвой.

Д. С.: Известно, откуда игумен почерпнул данное предание?

А. М.: Лингвисты, тщательно исследовавшие рапорт Варнавы, пришли к выводу, что историю основания монастыря он почерпнул из более раннего источника.

Тем не менее достоверность самого текста документа сомнений не вызывает. В тоже время историки предполагают, что основной исторический документ, описывающий основание монастыря, был утерян во время чумы 1771 года, когда погибли почти все насельники обители. При этом интересно отметить, что в том месте, где росла сосна, на которой Дмитрию Донскому привиделся образ Николая Чудотворца, сегодня расположена часовня.

Д. С.: Явление Николая Чудотворца князю было единственным необычным событием Куликовской битвы?

Николо-Угрешский монастырьА. М: Самое удивительное, что и сама битва, согласно данных летописей, сопровождалась рядом необычных явлений. Странные события разыгрались как перед началом Куликовской битвы, так и во время самого сражения, состоявшегося 8 сентября 1380 года. В ночь перед битвой начальник русской стражи на реке Чюре Фома Кацыбей наблюдал, как двое небесных «светлых юношей» своим молниеподобным оружием уничтожили целый полк «бусурманов» со словами: «Кто вам велел губить Отечество наше?» Той же ночью в стане Дмитрия Донского знамение наблюдали Василий Капица и Семен Антонов в виде «избиения» святым апостолом Петром большого количества врагов, бывших на конях, причем Петр перед осуществлением казни якобы сказал: «Зачем вы пришли губить мое стадо?»

После этого он стал насквозь «прокалывать» их своим жезлом. Часть татар бросилась бежать, многие из них утонули, а другие мучились на земле от язв. Все трое очевидцев поведали об этом князю Дмитрию, и тот велел «хранить тайну». Перед битвой до трех часов дня стояла такая тьма, что сражение началось лишь в шесть часов вечера и продолжалось три часа. Причем около девяти часов вечера, когда силы русских были на исходе, им на помощь, по преданию, пришло «небесное войско» во главе с архистрагитом Михаилом. Двое русских воевод наблюдали, как «пламенные стрелы» небесных «воинов» уничтожали татар, что вынудило Мамая бежать со своей свитой. Логического объяснения данных событий, описанных в летописях, нет до сих пор.

Д. С.: Князь Дмитрий Донской был единственным правителем, оказывавшим покровительство монастырю?

А. М.: С первых дней своего существования Николо-Угрешскому монастырю, можно сказать, повезло. Историки церкви утверждают, что обитель на протяжении нескольких столетий содержалась на средства частных меценатов, большинство из которых составляли русские государи. В частности, Иван Грозный в 1544 году даровал обители жалованную грамоту, закреплявшую за ней право на владение четырнадцатью селами в четырех уездах страны. Только с 1545 по 1652 год монастырь, обласканный государями, получил в общей сложности семь подобных жалованных грамот. Мало того, все монастырские товары были освобождены от любых торговых податей и налогов.

Неудивительно, что обласканные властью настоятели монастыря активно участвовали в жизни государства. Игумен Тихон в 1572 году участвовал в Церковном Соборе, определявшем, может ли Иван Грозный жениться в четвертый раз или нет. Добро на брак царь получил. Игумен Лаврентий в 1589 году принимал участие в Церковном Соборе, учредившем Патриаршество на Руси, а подписи игуменов Елизара и Тихона стоят под документом, избравшем на Земском Соборе Бориса Годунова на царство. Примечательно, что Михаил Романов посещал обитель девять раз, а его сын Алексей Михайлович — 13 раз! Неудивительно, что все игумены монастыря твердо стояли на страже царской власти, а сама обитель была превращена в застенок для оппонентов власти, как светских, так и духовных. В 1662 году в Николо-Угрешском монастыре допрашивали участников медного бунта, а в 1666 году в темницу обители был помещен легендарный раскольник протопоп Аввакум. При Петре I в монастыре содержали мятежных стрельцов, посягнувших на власть царя-реформатора.

Д. С.: Неужели в жизни монастыря нет ни одной «черной» страницы?

А. М.: Любовь монархов, как известно, коротка. Первое угасание Николо-Угрешского монастыря пришлось на XVIII век. В период с 1700 по 1833 год в монастыре поменялось 39 настоятелей, в то время как количество монахов сократилось вчетверо. Вдобавок ко всем бедам Екатерина II повелела в 1764 году провести секуляризацию церковных земель, которая отнесла обитель к третьему классу монастырей с содержанием всего в 950 рублей в год. Дошло до того, что в монастыре оставалось всего 6 монахов, и шла речь о его закрытии.

Д. С.: Удивительно, ведь в наши дни Николо-Угрешский монастырь представляет собой достаточно крупную духовную обитель.

А. М.: Совершенно верно. Упадок монастыря в XVIII веке неожиданно обернулся его новым расцветом. Спасение пришло с назначением настоятелем монастыря игумена Илария в 1834 году. Новый глава обители с первых дней своего правления ввел строгий распорядок жизни монастыря, неукоснительно требуя выполнения всех церковных служб. Вскоре число монахов увеличилось сначала до 22, а сам монастырь начал возрождаться. Появились купцы-благотворители. На их деньги возвели храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и провели масштабную реконструкцию церквей обители. В итоге к 1852 году монастырь, еще недавно находившийся на грани закрытия, в крупные церковные праздники принимал у себя от восьми до двенадцати тысяч паломников. В наши дни Николо-Угрешский монастырь является одним из главных центров православного паломничества Подмосковья.

Д. С.: Спасибо!

Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ



, ,   Рубрика: История оружия

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,365 сек. Потребление памяти:8.8 mb