Римские каникулы Иоанны

Автор: Maks Фев 6, 2020

В сказках вечно, если «Прекрасная» — то красавица, а если «Премудрая», значит, умница. И нет ни одной, чтобы сразу и то, и другое. Так и с таинственной Иоанной, женщиной, которая в образе мужчины занимала папский престол в IX веке…

Все эксперты в один голос твердят, будто Римской церковью в течение нескольких лет правила женщина. Скептики скажут: а какие доказательства? Но аккурат после ее предполагаемого правления в 855-858 годы Ватикан «изобрел» прорезное кресло Secies Stercoraria. Веками потом на него сажали каждого нового папу и щупали его интимные места руками через дыру в сиденье. Да еще в присутствии свидетелей громко объявляли: «Господином нашим имеем мужчину!» Выходит, церковь боялась ошибиться еще раз? Как бы там ни было, то мраморное кресло стоит себе перед портиком Латеранской базилики Рима по сей день.

Бегство с монахом

Она была англичанкой, но родилась в немецком городе Майнце в семье эмигрантов, давно покинувших родину. Во всяком случае так лет 400 спустя пишет монах Мартин Поляк из чешского города Троппау в своей «Хронике пап и императоров». Он же упоминает дату рождения девочки — 822 год. Ее мама вскоре умерла, и отец-миссионер остался с маленькой Агнессой (так называют ее многие хронисты) на руках. Теперь проповедник колесил по Европе с дочерью, которая в 8 лет уже знала наизусть Священное писание.


Смышленая и шустрая (а вся ее дальнейшая жизнь наличие подобных качеств вполне доказала) Агнесса была верной помощницей отцу в христианской миссии. По его воле — как полагают эксперты — она и переоделась в мальчика. Ведь девочка — будущая женщина-соблазнительница — рассматривалась церковью как зло. А тут сын, который помогает отцу, потом, вполне вероятно, пойдет по его стопам, станет служкой или даже священником, так что средневековым христианам все было ясно и понятно без вопросов. Но, когда миссионер умер, Агнесса осталась наедине с жестким миром того времени.

Европа в Темные века кишела романтиками с большой дороги. Так что путешествовать самостоятельно девочка не смогла бы, и тут мужской наряд по-настоящему ее выручил. И вот вскоре в ворота бенедиктинского монастыря в городе Фульда постучался юный странник, назвавшийся Иоанном Ланглуа.

Взятый в послушники 14-летний мальчик (на самом деле это была Агнесса) часами просиживал в монастырской библиотеке, проявляя большой интерес к знаниям.

Так продолжалось, пока ему не стукнуло шестнадцать. Как утверждал хронист Мартин Поляк, девушка влюбилась в монаха. Зря она клала в постель колючки и давилась горькими настоями трав по рецепту святого Иоанна Постника. Даже сцены мук грешников в аду из сочинений Блаженного Августина не помогали, любовь оказалась сильнее.

Братия постоянно наблюдала неразлучную парочку на богослужениях или заставала на скамейке монастырского парка за многоумными беседами. Ведь в начале нашей эры орден Святого Бенедикта с его упором на умственные занятия считался самым продвинутым — даже само слово «бенедиктинец» означало интеллектуала. Но так или иначе, подозрения зародились, и началась слежка. Раскройся правда, влюбленным грозил бы костер, и они, не дожидаясь расправы, бежали из немецкого монастыря в греческий Афон. Но по дороге монах умер, и она вновь осталась одна.

«Мимо ристалищ, капищ…»

Папесса ИоаннаПаломник, странствующий «мимо ристалищ, капищ» («Пилигримы» Иосиф Бродский), внимания не привлекал — тогда по Европе бродили сотни скитальцев-христиан. И многие находили пристанище в монашеской общине Афона. Ведь ее правила гласили: «Аще восхотят <…> то определяти их в монастырь, и причисляти к братиям. Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих и именование себе составили». В толпе пустынников замешалась и Агнесса в своем мужском наряде. А поскольку раскол между константинопольской патриархией и папством произойдет еще только лет через двадцать пять (863-867 годы), выходит, ничто не мешало ей получить там приют.

Женщинам в те времена не дозволялось учиться даже чтению и письму, а мужчинам — пожалуйста. А поскольку после потери возлюбленного знания стали главными радостями жизни Агнессы, ходить в мужском платье она попросту была обречена.

«Молодой послушник» учился на богослова и участвовал в теологических умствованиях, восхищая высокопоставленных паломников и ученых аббатов. Немногие священные особы тогда обладали хорошо подвешенными языками и блистали образованием. А она именно блистала и в истории с философией, и по части ораторского мастерства. Иоанн Ланглуа (Агнесса) уехала в Рим, где получила место нотария — ответственного секретаря при папе: заведовала его кабинетом, финансами, поддерживала отношения с иностранными дворами, принимала прошения. За богословские поучения ее в Риме уважали прихожане, а папа Лев IV часто выражал свое удовольствие деятельностью нотария Иоанна. Скоро она получила кардинальскую мантию, как архиерей высшего ранга заседала на папских советах.

Когда перед смертью (в 855 году) Лев IV назвал Иоанна Ланглуа своим единственным наследником, враждующие за власть группировки не возразили. Молодой, тихий и набожный член совета, который к тому же всегда со всеми ладил, устраивал всех. В результате, как писал Мартин Поляк, «после Льва IV Св. Престол 2 года, 5 месяцев и 3 дня занимал англичанин Иоанн из Майнца».

Молодой папа рукоположил четырнадцать епископов, построил пять церквей, написал три книги. В 855 году он уговорил немецкого императора Лотаря I постричься в монахи, дабы искупить свои злодеяния! Иоанна наверняка смогла бы со временем и приструнить старых кардиналов, погрязших в интригах, и в католическую доктрину привнесла бы что-то новое, и могущество церкви укрепила бы, но случилась трагедия.

Чисто женская.

Роды во время чумы

Папесса забеременела! Предположительно, от молодого капеллана Латеранского дворца. Она вступила с ним в связь, чтобы заставить молчать о главной тайне. По одной из версий, этот 20-летний племянник Льва IV каким-то образом прознал, что под сутаной папы скрывается женщина!

Широкие складки одеяния ее живот скрывали даже и на девятом месяце беременности, но роды? Под предлогом плохого здоровья Иоанна удалилась было в тихий монастырь, где втайне должна была родить. Капеллан обещал о ребенке позаботиться. Но тут в Риме случилось нашествие саранчи, а потом еще и грянула эпидемия. Верующие требовали, чтобы именно папа совершил молебен во избавление города от напасти. Люди верили, что только слова Иоанна услышит Творец. Папесса ожидала родов со дня на день, но ропот римлян заставил ее рискнуть. И трагедия случилась.

В парадной порфире верхом на лошади, в окружении свиты епископов, она торжественно двигалась по улицам Рима. Толпы народа следовали за ней от Колизея к базилике Святого Климента, когда начались родовые схватки. Верующие видели только, что понтифик упал с коня. Но все отлично разглядели сановники. Желая скрыть от народа происходящее, они окружили ее плотным кольцом. Папесса на земле корчилась в муках, но помощи не получала.

Хронисты утверждают, что ребенок был задушен, а роженица умерла естественной смертью. Еще упоминалось, что якобы на месте гибели Иоанны долгое время стояла часовня, построенная благодарными римлянами за мягкое и доброе правление папессы. Однако духовенство стремилось уничтожить память о самозванке, и со временем часовня была разрушена, а могильная плита с именем папессы исчезла.

Эту историю дает не один лишь Мартин Поляк. Живописали тайные человеческие страсти IX века и доминиканские хронисты Жан де Майи, Стефан де Бурбон, а также современник папессы аббат Анастасий Библиотекарь. Просто капеллан Мартин был к папе ближе них и, главное, имел доступ к ватиканским архивам, когда работал над книгой по истории папства. До XVI века никто в существовании папессы Иоанны особо и не сомневался. Лишь позже этот факт попал под церковный запрет, а официальный Ватикан, как известно, умеет хранить свои тайны.

Людмила МАКАРОВА



, , ,   Рубрика: Женщина в истории




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:58. Время генерации:0,160 сек. Потребление памяти:8.73 mb