Роскошная люстра

Автор: Maks Ноя 19, 2022

Освещение имеет такое же значение в дизайне любого помещения, как мебель или отделка. А если свет исходит из предмета, не уступающего по роскоши дорогой мебели, — эффект многократно усиливается. Речь, конечно же, о люстре, которая имеет право висеть на потолке любого помещения, будь то гостиная, кабинет, спальня или детская. Ее можно повесить даже в ванной комнате, если последняя имеет достаточное пространство.

История люстры, ведущей начало от зажженной лучины, занимает несколько веков. Но цель неизменна — осветить помещение и доставить наслаждение собственным видом.

Масляный поликанделон

Опуская истории про возникновение лучин и факелов, стоит упомянуть тот факт, что комбинации с несколькими источниками света стали практиковать почти в те же времена. Еще в древности люди заметили, что горение масла происходит куда длительнее и без выделения дыма, нежели горение древесины или смолы. Соответственно, это стало основой для появления масляных ламп.

Современные археологи располагают примерами трех отдельных типов масляных ламп, возраст которых составляет порядка 19 тысяч лет. На стенах пещер в местечке Ласко во Франции были найдены отверстия, которые использовались древними людьми, чтобы повесить примитивные светильники для освещения пространства. Точнее, для того, чтобы они могли рисовать на стенах. Так, в полу пещеры в Ласко археологи откопали лампу, которая была покрыта сажей из можжевельника.

Мастера-стеклодувы из Древнего Египта и Месопотамии делали свечные светильники из цветного стекла. В египетских масляных лампах уже делали фитильные отверстия, что являлось новой технологией по сравнению с непосредственным горением масла. Античные мастера Греции, а впоследствии и Рима многократно усовершенствовали фитильные люстры, превратив их в настоящее произведение искусства. Для их изготовления использовались такие материалы, как алебастр, камень, золото и бронза.

Преемница Римской империи, Византия, дала миру новый тип люстр — поликанделон. Что в переводе с греческого значит «много света». Из себя бронзовая люстра представляла диск с отверстиями для стеклянных лампадок с маслом, подвешиваемый на цепях. Впервые их начали изготавливать в VI веке, и они являются уже не прототипом, а самой настоящей люстрой.

Роскошная люстра. ЧехияДо этого похожие изделия использовали для горения свечи, но с этим было множество проблем. Так, свечи были влажными и дымными, их фитили нуждались в отделке, при этом они быстро сгорали. Соответственно, подобные люстры нужно было часто опускать и поднимать, а значит для нелегких конструкций были нужны системы шкивов. В помещениях, где висели свечные люстры, были необходимы вентиляционные отверстия для выхода дыма, а нахождение под таким светильником было небезопасно, так как расплавленный воск лился сверху прямо на пол. Ну и самое главное — восковые свечи были очень дороги. В средневековой Европе зажечь свечную люстру означало продемонстрировать свое богатство и роскошь дома.

Другим видом восточных масляных люстр были светильники из Мавритании, появившиеся там в VIII веке. В отличие от витиеватых византийских, для них были характерны геометрия и симметрия в деталях.

Блеск хрусталя

Новый этап в развитии люстр начался в эпоху Возрождения. Дворцы и замки европейских аристократов украшали медные люстры фламандских мастеров или венецианских стеклодувов. В иных случаях богачи вешали в своих домах голландский медный шар-стебель, который можно увидеть на полотне 1663 года живописца Геррита Доу или в старинных голландских храмах, где они висят и по сей день.

В XVII веке альпийские ремесленники стали делать люстры с «висюльками» из горного хрусталя. Тогда же во Франции и возник термин lustre, что означает «блеск». Произошло это при украшении бронзовых шандельеров подвесками из горного хрусталя. Граненые кристаллы придавали изделиям необыкновенную красоту и роскошь. Но ценник на такие люстры отсекал большинство желающих ими владеть. Потому, когда стеклодувы научились имитировать горный хрусталь из песка и свинца, их изделия пришлись весьма кстати. Один из них — англичанин Джордж Рейвенскрофт в 1676 году получил патент на новый вид стекла, содержащий оксид свинца. Этот компонент делал стекло прозрачным и легко поддающимся резке и гранению.

В ту же эпоху мастера из Венеции стали добавлять к люстрам стеклянные цветы и листья, иногда достигавшие громадных размеров. Иным стилем характеризовались люстры из стекла богемских стеклодувов. Помимо хрусталя они содержали в себе оригинальные деревянные и бронзовые детали, что придавало им оригинальности.

В XVIII веке в Европе в моду вошли люстры в стиле барокко и рококо. Последние содержали в своем убранстве несметное количество завитков, листьев, цветов, гирлянд, ангелочков, выполненных из бронзы или даже из золота. В 1760-х годах английский мастер Уильям Паркер заменил шаровую ножку люстры вазообразной. Он также придумал люстры для огромных залов, где проводились балы.

Французская революция 1789 года принесла с собой моду на античный стиль. Люстрам пришлось сменить свой шикарный наряд в стиле рококо на демократичный стиль антик, что весьма подходило политическому климату революционной Франции. В начале XIX века во Франции пользовались популярностью люстры в стиле а-ля Древний Рим. Однако по окончании революционных времен старая аристократия вновь отдала предпочтение роскошным люстрам в стиле барокко.

В 1879 году мир узнал об электрической лампочке, несущей светбез использования открытого огня. Итальянский художник испанского происхождения Мариано Фортуни создал электрические люстры из китайского шелка, что стало новым словом в дизайне. А кристаллы чешского стеклодува Даниэля Сваровски весьма органично вписались в новый дизайн электрических люстр.

Советский «Каскад»

Во времена Российской империи люстры в дворцах вельмож и знати почти всегда импортировались из Европы — Италии, Германии, Англии. Так, хрустальная люстра с музыкальным механизмом из коллекции светлейшего князя Потемкина была вариацией люстры англичанина Паркера. Большой зал особняка вельможи был украшен двумя такими люстрами. Они представляли собой не только осветительные приборы, но и музыкальные инструменты. Внутри каждой из них находилось по два механизма: первый приводил в движение ряд рожков со свечами, что давало мерцание света; после завода второго начинали звучать короткие музыкальные произведения, всего 12 композиций.

После революции в СССР шикарными люстрами с хрустальными подвесками могли похвастать лишь дворцы культуры или филармонии. В квартирах простых граждан таким предметам не было места чисто физически. Однако в 1960-х годах из социалистической Чехословакии в Советский Союз стали привозить красивые люстры с подвесками из хрусталя. То был признак состоятельности владельца квартиры. Поэтому, когда в советских магазинах появились люстры «Каскад», покупатели сразу же смели их с прилавков.

Людям, не жившим в СССР, странно слышать, что люстра из многоярусного пластмассового каркаса, на котором подвешивались пластмассовые «висюльки», пользовалась спросом. Но это сейчас пластмасса — признак дешевизны. А на люстре «Каскад» пластмассовые «висюльки» изображали… хрусталь. Советские граждане, увидевшие это «чудо» в квартире знакомых, недоуменно переглядывались. В те времена хрустальные люстры стоили одну-две тысячи рублей, то есть половину годовой зарплаты инженера. И, только приглядевшись, все понимали, что перед ними не хрусталь, а пластмасса. Но все равно — люстра выглядела солидно и нарядно.

По советским меркам, цена на изделие была демократичной. Люстра стоила 25 рублей. Столько же стоил авиабилет Москва — Минск или флакон французских духов.

Помимо достоинств у «Каскада» были и недостатки. Например, если человек забывал о люстре и снимал под ней свитер, то непременно задевал пластмассовые «висюльки», и они выскакивали из прорезей и сыпались на пол. Другим минусом «Каскада» было то, что те же «висюльки», словно магнитом, притягивали пыль. А высокая температура от ламп накаливания неблагоприятно сказывалась на цвете люстры. Со временем она желтела и теряла «хрустальный» вид. Но… после мытья он легко восстанавливался. Популярность «Каскада» пошла на убыль с распадом СССР. На рынке появилось множество новых и более интересных моделей. К тому же граждане стали выбирать люстры в соответствии со своим доходом, и кто-то приобретал настоящие люстры из чешского или венецианского стекла.

Алексей АНИКИН

  Рубрика: Люди и вещи 127 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,210 сек. Потребление памяти:9.3 mb