Свитер — шерстяная «кольчуга»

Автор: Maks Дек 10, 2022

Для многих людей нет никакой разницы между свитером, джемпером и пуловером. У них на всё это одно определение — кофта. Но знатоков моды этим не проведешь. Тем более у свитера богатая история.

Культовый для поколения 90-х фильм «Брат» явил постсоветскому пространству героя нового времени — честного и смелого парня Данилу Багрова. Внешними атрибутами которого были две вещи — стеснительная улыбка и огромный свитер крупной вязки. Эту вещь реквизитор картины купила в секонд-хенде всего за 35 рублей, а после выхода картины фанаты были готовы его купить за любые деньги.

Практичный подколъчужник

Средневекового воина от острых копий и стрел часто спасала металлическая кольчуга. Чтобы металл не натирал кожу, под кольчугу часто надевали исподнее белье. Оно могло быть льняным или шерстяным. В последнем случае шерстяной подкольчужник и был прообразом свитера.

Другие историки моды считают, что свитер появился благодаря британским морякам. Именно они были первыми, кто носил настоящие свитера. Чтобы хотя бы немного защитить от холодных брызг волн и дождя, их свитера вязались из немытой овечьей шерсти, которая содержала естественный водоотталкивающий элемент — воск ланолин. По примеру англичан такие свитера стали носить и моряки из других стран.

В 1851 году в Европе даже появился термин «гернси» (особый способ вязки рыбацкого свитера). Именно так назывался остров, с которого вывозилась английская шерсть во Францию и Испанию. Впрочем, довольно быстро подобную теплую одежду переняли и другие слои населения, а свитера стали вязать не только из шерсти английских овец породы шевиот, но и из шерсти коз, верблюдов, лам, собак и даже зайцев.

Помимо этого мастерицы-вязальщицы (как правило, это были жены рыбаков и моряков) использовали характерный узор для каждой местности. Например, ирландские свитера вязались узорами «косичка» и «жгут», а шотландские — с разноцветным орнаментом на основе полос. В долине Сетесдаль в фюльке (провинции) Эуст-Агдер норвежские мастерицы изначально вязали свитера серо-черного цвета, позднее в обиход вошли красный и синий. Сетесдальские свитера прославились оригинальными орнаментами с крестиками, розочками и точками. С 1930-х годов на сетесдальских вязаных изделиях появился узор с оленями, а позднее он перешел и на свитера.

В другой норвежской местности — коммуне Сельбу (фюльке Трёнделаг) — свитера украшали орнаментом «роза Сельбу», придуманным в середине XIX века крестьянкой Марит Гульдсет Эмстад для варежек. «Роза Сельбу» присутствует на гербе коммуны Сельбу. В Финляндии свитера издавна вязали в шведскоговорящей коммуне Корснэс. В старину они были элементом праздничного мужского костюма и передавались по наследству.

Хотя общий стиль свитеров оставался неизменным, каждая вязальщица стремилась связать свой оригинальный рисунок. Такая индивидуальность узора и цветовой гаммы нужна была еще и потому, что в случае гибели мужа после шторма, когда внешность уже была изменена, его могли опознать именно по свитеру.

Поморская бузурунка

Свитер Данилы БагроваНе отставали от европейских коллег и русские мореплаватели — поморы, проживавшие в Архангельской, Мурманской областях и Карелии. Хотя, скорее всего, у европейцев они и подсмотрели эту теплую и практичную одежду. Например, на Поморском берегу свитер называли норвежской рубашкой. А вот на Кандалакшском его именовали бузурункой (от нидерландского слова boezeroen — «блуза, кофта»). Вероятно, здесь свитер появился благодаря голландцам. На Онежском берегу его прозвали верховицей, а у мурманских поморов — поморкой.

Зато, в отличие от Норвегии и Голландии, вязанием свитеров у поморов занимались только мужчины, ибо считалось, что дело это непростое, требовавшее терпения, силы и смекалки. Техника вязания передавалась по наследству, от отца к сыну. Бузурунка вязалась вкруговую, цельной, как носок. Швы приходились лишь на плечи и верх рукавов. Подол бузурунки спускался до середины бедра, а вырез делали круглым и без воротника. Иногда спереди имелся неглубокий разрез, отороченный тканью и застегивавшийся на пуговицы и крючки.

Так как рубахи поморы носили по русскому обычаю, навыпуск, то и бузурунки обычно тоже не заправляли в штаны. При этом поморские свитера могли быть украшены нитями двух цветов, обычно серого и коричневого. Впрочем, сохранились экземпляры, связанные из белой шерсти и вышитые красной нитью. Одна из них — красно-белая бузурунка из Уны на Летнем береге — хранится в экспозиции Национального музея Финляндии в Хельсинки. Также известна бузурунка из Яреньги с коричневым узором на белом фоне из экспозиции Соловецкого музея-заповедника. Она вышита узором из восьмилепестковых розеток, называвшихся «звездами», «компасами» и «кумпасами». Интересно, что на Русском Севере бузурунки вязались и носились мужчинами еще в 80-е годы XX века. Позднее, под натиском ширпотреба и дешевизны одежды, их производство утратило смысл и со временем было утрачено.

В Европе же в конце XIX века шерстяной свитер неожиданно получил новое назначение. Его стали рекомендовать модные доктора, к которым обращались состоятельные пациенты для похудения. Врачи советовали пациентам выполнять в нем пробежки и упражнения с гантелями. Активное потоотделение способствовало уменьшению веса, и хотя из пациентов уходил не столько жир, сколько жидкость, они оставались довольными. Тогда же и появился сам термин «свитер», от английского глагола to sweat — «потеть».

В начале XX века на свитер обратили внимание спортсмены зимних видов спорта. Эта одежда оказалась как нельзя кстати для лыжников и конькобежцев, а позднее и хоккеистов. Именно потому и сегодня их игровая форма называется свитером, хотя современный вариант создан из синтетических тканей и совсем не греет. Также в 20-х годах прошлого века свитера вошли в штатное обмундирование военных моряков и пилотов.

Женские тренды

Начало XX века ознаменовалось широким движением женщин за свои права. Они хотели равноправия с мужчинами во всем, в том числе и в одежде. Женские брюки, женский пиджак и даже женский мундир — все условности были отброшены. Почему же нельзя носить свитер?! Они не только стали его носить, но и значительно продвинули как модную и элегантную одежду.

В 1927 году Парижский модельер и дизайнер, одна из создательниц стиля «прет-а-порте» Эльза Скиапарелли представила связанный для нее на заказ черный свитер с белым бантиком у горловины. Этот свитер в том же году появился на обложке журнала Vogue. В 1930-х годах известная модельер Коко Шанель также представила свои модели свитеров для женщин. В те же годы мода на них перекинулась и на США, где типаж человека, носящего этот предмет гардероба, прозвали незатейливо sweater girl. В 1937 году будущий секс-символ Америки Лана Тернер дебютировала в драме «Они не забудут» именно в таком свитере.

Впрочем, в следующий раз в Голливуде о нем вспомнили только через 20 лет, когда его натянула другая звезда — Мэрилин Монро. Именно из-за нее уже устоявшееся словосочетание sweater girl приобрело новый оттенок. Теперь так называли типаж «полногрудой красотки в свитере в обтяжку». Однако к середине 1960-х годов sweater girls с пышными формами вышли из модного тренда, ибо на смену им пришла бледная худоба. Но и здесь свитер не остался без внимания. Знаменитая модель Твигги, названная британской газетой Daily Express «лицом 1966 года», часто использовала в своем образе свитер, берет и брюки в одном цвете, подчеркивающие ее андрогинный образ.

В 1970-х годах, в связи с появлением синтетических тканей, популярность шерстяных свитеров упала. На смену им пришли нейлоновые водолазки. Но у моряков и полярников шерстяные свитера по-прежнему были незаменимой вещью.

В 1980-х годах в СССР и странах Восточной Европы вновь стали популярны свитера, благодаря появлению в продаже вязальных машин. Теперь женщинам не нужно было просиживать месяцы за спицами, а можно было связать свитер за несколько часов. В 1990-х новый стиль моды — гранж — диктовал модникам носить свитера свободной формы, а еще — заправлять их в штаны и джинсы. Хотя ранее это считалось лютым моветоном. Тогда же, в 1997 году, для съемок фильма «Брат» подобный свитер свободной формы увидела в секонд-хенде жена режиссера Балабанова и купила его за 35 рублей для главного героя — Данилы Багрова. После выхода картины свитер подобного кроя в России прозвали просто — «свитер Брата».

Алексей МАРТОВ

  Рубрика: Люди и вещи 407 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,317 сек. Потребление памяти:9.67 mb