Трагедия русского «конкорда»

Автор: Maks Дек 2, 2020

47 лет назад, 3 июня 1973 года, на авиасалоне в Ле-Бурже произошла трагедия: первый пассажирский сверхзвуковой авиалайнер Ту-144, созданный в Советском Союзе, разрушился в воздухе на глазах более чем 300 тысяч зрителей. Погибли не только экипаж из шести человек, но и жители деревни Гуссенвиль.

Споры о том, что произошло на самом деле, продолжаются до сих пор. На эту тему написаны десятки статей, снят не один фильм. Между тем эксперты, расследовавшие причины авиакатастрофы в 1973 году, пришли тогда к заключению, что «они должны быть объявлены неустановленными».

Знаменитые крылышки

В 1960-х годах в мире развернулась гонка за создание пассажирских сверхзвуковых самолетов. Считалось, что буквально вот-вот они смогут составить основу гражданского авиафлота. Однако из всех существующих проектов удалось реализовать лишь два: англо-французский «Конкорд» и наш Ту-144, прозванный русским «Конкордом».

Начало работ по Ту-144 было положено в СССР в 1963 году, когда вышло постановление Совмина СССР о создании сверхзвукового пассажирского самолета. Его созданием занялось ОКБ имени Туполева. Ту-144 должен был летать с крейсерской скоростью полета 2300-2700 км/ч, иметь практическую дальность полета на сверхзвуке с 80-100 пассажирами на борту. Для такого лайнера требовались специальные двигатели со взлетной тягой 20 тонн, и их взялось разработать ОКБ Николая Кузнецова.

В 1968 году Ту-144 поднялся в воздух, на четыре месяца раньше «Конкорда». А в 1971 году в Ле-Бурже миру впервые продемонстрировали возможности нашего сверхзвука. Летом 1973 года он вторично отправился на французский авиасалон, где ему предстояло соревноваться с «Конкордом». Надо сказать, чисто внешне они были очень похожи, однако у нашего сверхзвука было существенное отличие в виде знаменитых передних крылышек. Они увеличивали маневренность и позволяли снизить посадочную скорость самолета. У «Конкорда» таких крылышек не было, и скорость на посадке была выше.

Экипаж, которому предстояло продемонстрировать возможности Ту-144 на авиасалоне во Франции, возглавлял 44-летний полковник, начальник летной службы ОКБ Туполева Михаил Козлов. Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, за свою карьеру он освоил полсотни типов самолетов и вертолетов. Вторым пилотом был 33-летний Валерий Молчанов. Не было никаких сомнений в высочайшей квалификации пилотов.

Кто виноват: «Мираж» или «горка»?

Демонстрационные полеты Ту-144 2 июня 1973 года это прекрасно доказали, зрители были в восторге. Не меньшее восхищение вызвал и полет «Конкорда». Но было одно отличие: в конце его пилоты, заходя на посадку, провели самолет прямо над взлетно-посадочной полосой, а потом снова взлетели. Ответом были бурные аплодисменты зрителей.

Вполне можно предположить, что советским пилотам была поставлена задача превзойти французов. Хотя потом, после катастрофы, советская сторона заявит: «Никаких изменений в программу полета не вносилось».

За полеты в Ле-Бурже отвечал заместитель главного конструктора ОКБ Туполева 48-летний генерал-майор Владимир Бендеров. Перед поездкой на салок его преследовали нехорошие предчувствия: он знал, что самолет еще «сырой», его нужно дорабатывать. Но ведь Союзу нужно было во всем быть первым, доказать превосходство социализма над капитализмом!

Итак, на борт Ту-144 зашли шесть человек: Козлов, Молчанов, Бендеров, штурман Георгий Баженов, бортинженер Анатолий Дралин и ведущий инженер по испытаниям Борис Первухин.

За несколько минут до взлета Ту-144 к пилотам подошли корреспонденты французского телеканала, попросились на борт, но им, естественно, отказали. И тогда они уговорили взять их кинокамеру и поснимать во время полета. Бендеров дал согласие.

Ту-144 на авиасалоне в Ле-БуржеТу-144 выполнял свою программу, как вдруг пилоты заметили французский «Мираж»: он вел съемку советского самолета. Хотя расследование установило потом, что не было реальной опасности столкновения между двумя самолетами, для советского пилота это могло стать неожиданностью. И тогда он, возможно, произвел маневр для уклонения. В результате непристегнутый Бендеров мог упасть вперед и выронить камеру, которая, попав в углубление внизу штурвала, заблокировала его работу. В результате экипаж потерял управление, произошла катастрофа.

Правда, потом, во время экспериментов, когда камеру размещали в кабине разными способами, пришли к выводу, что она никак не могла заблокировать штурвал. Возникла еще одна версия: после двух заходов, запланированных программой полета, Ту-144 пошел на третий, никем не предусмотренный заход, экипаж начал выполнять фигуру высшего пилотажа «горка». В какой-то момент Ту-144 стал заваливаться, затем пошел на снижение, на высоте 400-500 метров резко вышел в горизонтальный полет и стал разваливаться в воздухе, не выдержав перегрузок.

Вот что рассказывал Эдгар Крупянский, готовивший к вылету Ту-144 в Ле-Бурже: «Два запланированных прохода над ВПП Ту-144 выполнил безупречно. Потом вместо захода на посадку стал заходить на третий проход, которого в задании не было. Со стоявшим со мною рядом Никитой Толмачевым я поделился пришедшей мне мыслью, что нарушение задания ни к чему хорошему привести не может. Я, конечно, даже подумать не мог, что это обратится такой трагедией.

В отсеке упавшей кабины их было четверо: Бендеров, Молчанов, Козлов, Баженов. Трупы были сильно обезображены, и опознать их было достаточно трудно. Я обратил внимание на то, что Молчанов был пристегнут к креслу через плечо, как это делается при выполнении фигур высшего пилотажа. Этим ремнем он был разрезан практически пополам».

«Слишком дорого и ненадежно»

Обломки Ту-144 упали на расстоянии 6500 метров от полосы на юге деревни Гуссенвилль, в результате пять зданий были полностью разрушены. На земле погибли 8 человек, среди которых были трое детей, ранены 25.

Останки пилотов были отправлены в Москву, похороны состоялись 12 июня.

При изучении обломков и бортовых самописцев было установлено, что основной речевой самописец не был включен перед полетом, а опытные осциллографные регистраторы оказались уничтожены. Также был уничтожен и аварийный речевой регистратор. В итоге комиссии пришлось использовать запись французского ТВ и любительскую съемку.

Сторонники версии о незапланированном заходе полагают, что записи самописцев на самом деле были, но советские представители успели изъять кассету и вывезли ее в СССР, чтобы скрыть правду.

Комиссия, расследовавшая причины катастрофы, 6 февраля 1974 года вынесла вердикт: «Вмешательство человеческого фактора представляет собой наибольшую вероятность. Но причины катастрофы должны быть объявлены неустановленными».

Катастрофа в Ле-Бурже не поставила точку в судьбе Ту-144: самолет демонстрировали на французском авиасалоне в 1975 и 1977 годах. Мелькнул он и в знаменитом фильме Георгия Данелии «Мимино»: по сюжету, он летел в Дели. Хотя на самом деле летал лишь по маршруту Москва — Алма-Ата.

После аварийной посадки Ту-144 под Егорьевском во время испытательного полета в 1978 году работы по его модификации были практически свернуты. Создателям Ту-144 не удалось опровергнуть вердикт властей: «Слишком дорого и ненадежно».

В 1980-е годы несколько уже построенных Ту-144 продолжали использоваться в качестве летающих лабораторий, на них устанавливались мировые рекорды скорости и высоты полета. Этот самолет, по сути, опередил время: равных ему в мире до сих пор нет.

Ирина СМИРНОВА

Загадки истории » Катастрофы и катаклизмы » Трагедия русского «конкорда»

, , , ,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы 246 раз просмотрели

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,613 сек. Потребление памяти:8.81 mb