В булочную на лимузине

Автор: Maks Апр 23, 2020

Первый советский лимузин своим внешним обликом напоминал американский «бьюик». Однако он при движении скрипел. Хотя именно этот недостаток и дал путевку в жизнь первому советскому «членовозу».

«Сапоги» со скрипом

В 1936 году первый легковой автомобиль московского завода принимало Политбюро во главе с самим Сталиным. Заводчане очень волновались, ведь кузов, каркас частично делали из бука, а он требовал особого внимания и старательности. Чуть недотянешь шурупы — по салону раздавался не представительский скрип.

29 апреля того же года «отец народов» отправился на прогулку на автомобиле и услышал скрип. Иннокентий Коробейников, заводской водитель-испытатель, вспоминал: «Товарищ Сталин улыбнулся. Вспомнил отца-сапожника и как он мастерски делал сапоги со скрипом — мечту каждого рабочего человека, символ достатка и благополучия».

И первый советский лимузин запустили в производство.

Серийный выпуск начали в ноябре 1936-го. Купить ЗИС, конечно, было нельзя. Можно было выиграть в денежновещевую лотерею. А еще — заслужить: ЗИСы давали видным ученым и мастерам искусств. При этом прокатиться на ЗИСе могли и простые москвичи, и гости столицы. Их использовали в основном как маршрутки. Созданный в 1936 году московский 13-й таксомоторный парк вскоре был укомплектован 55 автомобилями ЗИС-101. Они имели «веселую» расцветку — синюю, голубую и желтую. «101-е» таксомоторы из 13-го парка работали на маршрутах, связывающих вокзалы, аэропорты и основные транспортные магистрали, а также города Ногинск и Бронницы с Москвой.

ЗИС-101

Автомобиль ЗИС-101 выполнял секретную миссию

Плата за проезд в маршрутном такси, в отличие от обычных такси, где работали таксометры, взималась по тарифным участкам, как в автобусах и троллейбусах того времени. Так, проезд от ВСХВ до площади Свердлова обходился в 3 рубля. Были маршрутные такси и в других крупных городах СССР. Например, в Горьком маршрутные такси ЗИС-101 курсировали между Советской площадью (ныне площадь Минина и Пожарского) и Сормовом с заездом к Горьковскому (ныне Московскому) вокзалу. Стоимость проезда по полному маршруту составляла 3 рубля 50 копеек. Для сравнения поездка на автобусе обошлась бы в 1 рубль 10 копеек, на трамвае — 55 копеек. Выпуск ЗИС-101 давался заводу с огромным трудом, а многие машины приходилось доводить до ума уже после конвейера.

В отличие от «эмок», мобилизованных в Красную армию, ЗИСы прослужили в Москве всю войну. Правда, из-за нехватки бензина на линию выезжали лишь 8-10 машин в день. Но имелась у «белобилетчика» ЗИС-101 еще одна тайная миссия, о которой знали единицы.

«Белобилетник» на службе

В самые тяжелые дни обороны Москвы приказом НКВД СССР от 14.10.1941 года была создана специальная автоколонна из автомобилей ЗИС-101. В приказе говорилось: «…для дезинформации вражеских лазутчиков, разведгрупп и воздушных корректировщиков…»

Почти два десятка машин такси покрасили в черный цвет, снабдили правительственными номерами и пропусками. Машины курсировали между государственными и партийными учреждениями, создавая видимость присутствия высшего руководства страны в Москве и деловой обстановки в столице даже перед угрозой возможной оккупации. Впоследствии стенографистка Молотова вспоминала: «Я была сильно удивлена, увидев машину Вячеслава Михайловича далеко от стен Кремля в Марьиной Роще. Но присмотревшись, поняла, что это совсем другое авто».

В радиограмме в Берлин из Москвы, перехваченной военной контрразведкой 24 ноября 1941 года, некий Садовник сообщал: «Несколько машин, на которых должны передвигаться, по полученным от вас данным, руководство большевиков, взорвано или повреждены…»

После войны на некоторое время именно ЗИС-101 оказался одним из наиболее распространенных московских таксомоторов. Ведь, как уже говорилось выше, основную часть «эмок» («ГАЗ-М1», самый распространенный предвоенный легковой автомобиль) в военные годы отправили на фронт, где они и закончили свои дни. Большинство же ЗИС-101 до 1945 года простояли на консервации. Сразу после войны они курсировали по Садовому и Бульварному кольцам и на линии Рижский вокзал — площадь Свердлова. Их постепенная замена автомобилями «Победа», ЗИС-110, ЗИМ началась лишь с 1946-1947 годов. От обычных, правительственных машин ЗИМ и ЗИС-такси отличались светло-серым цветом (позже появились и черные машины), дерматиновой обивкой сидений вместо велюровой и, конечно, нанесенными в заводских условиях шашечками. В 1961 году, к примеру, минский таксопарк был разделен на два, и все ЗИМы и ЗИСы были сведены в отдельный филиал.

Марк РАППОРТ



, ,   Рубрика: Гениальные изобретения

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,118 сек. Потребление памяти:8.27 mb