В ногах правды нет

Автор: Maks Окт 6, 2022

Как только человек стал обустраивать свое жилище, то первым предметом его обстановки стала лежанка, а уж после — нечто похожее на стол и стул.

Принято считать, что предком стула был предмет, схожий с табуреткой. А вот когда у табуретки «выросла» спинка, она стала стулом. Другим дополнительным аксессуаром стула являются подлокотники.

Изящный клисмос

Филологи считают, что в русский язык слово «стул» перекочевало из Европы еще в древнеславянские времена. Судите сами: «стул» на древнеисландском пишется как stoll; на немецком — Stuhl, на готском — stul. По написанию и произношению все слова практически одинаковы, поэтому считают, что термин заимствован из германских языков.

В любом древнем обществе стулья, в отличие от табуреток или еще проще — «сидячих» пней, позволить себе могли наиболее привилегированные персоны. При этом, когда точно появились стулья, установить нельзя. Ведь большую часть своей истории люди спали и ели на земле. Переход на уровень стола и стула стал цивилизационным рывком.

На рисунках, датируемых примерно 2870 годом до нашей эры, найденных внутри египетской пирамиды, археологи разглядели предметы, напоминающие стулья. Они были простой формы, с прямыми спинками и ножками. Там же были изображены первые мягкие сидения стульев в виде подушек. Можно считать богато украшенным стулом и трон фараона, и кресло египетского вельможи. Силуэт таких изделий был округлым или выгнутым, а ножки имели вид лап животных. И все это не говоря про резьбу, драгоценные металлы и камни, которыми украшались подобные стулья.

Наиболее совершенным древнеегипетским стулом принято считать трон фараона Тутанхамона. Он не только был украшен золотом и камнями, но и содержал рисунки из жизни владельца.

Из Египта стулья перешли на службу к жителям Древней Эллады. Хотя среди греков стульями в основном пользовались дети и женщины, а мужчины принимали пищу на лежанке, это не помешало им изобрести свой вид стула. Речь идет о клисмосе — стуле с гнутой спинкой и «саблевидными», изогнутыми наружу ножками. Для многих эллинов такой вид мебели был компромиссом между стулом с прямой спйнкой (троном) и лежанкой. Спинка у клисмоса крепилась к продолжению задних ножек, имея форму слегка изогнутой планки. Отделка такого стула тоже была простой, здесь не имелось львиных лап, голов соколов и даже перемычки между ножками. Высшей степени изящества клисмосы достигли к V веку до нашей эры, а затем наступила эпоха упрощений с заменой изящной гнутой спинки на грубый брусок.

В стиле барокко

Бытовое убранство Древнего Рима внесло некоторые правки в греческое наследство, и в частности — в устройство стула. Так, в римских театрах скамьям предпочитали легкие складные стулья. Их также делали с ручками-подлокотниками и даже без спинки. В ходу были различные формы сидений стульев: квадратная, прямоугольная, круглая, овальная и треугольная. Мастера также производили плетеную мебель из ивовых прутьев, из которых прекрасно получались стулья.

Но, конечно же, такая мебель предназначалась не для патрициев и полководцев. В их домах стояли деревянные, богато украшенные резные стулья, а когда они совершали прогулку или поездку, рабы брали для них складные стулья, отделанные слоновой костью. Отдельной привилегией пользовались высокородные аристократы — у них имелся большой мраморный стул, который также можно назвать троном. Более того, он поразительно был похож на трон самого императора. Разве что уступал в размерах.

Все дизайнерские разработки римлян и греков едва не похоронили «темные века» Европы. Тем не менее пришедшие германцы не собирались отказываться от удобств прежних цивилизаций, и постепенно ремесленники стали делать стулья, ненамного уступающие римским. Правда, лучшие экземпляры предназначались для королей, герцогов и прочей аристократии, а простому народу полагались грубые лавки.

От того, насколько богато был украшен стул в господском доме, напрямую зависело положение владельца в обществе. Со временем стулья стали играть важную роль в придворных церемониях европейских монархов. В итоге стулья в королевском дворце были самыми роскошными в стране и тоже имели свою иерархию. На церемониях, если позволял король, особы монаршего происхождения сидели на стульях с мягкими подушками, откинутой спинкой, объемным мягким сиденьем и инкрустированных драгоценными камнями. Высшие вельможи размещались на резных стульях, а «худородные» дворяне довольствовались складными стульями. Остальные стояли по несколько часов, и лишь некоторым женщинам, с разрешения короля, дозволялось присесть.

Стул в стиле бароккоВ XVII веке в Европу пришла мода на итальянский стиль барокко. Его отличительной чертой был роскошный и помпезный вид и лишь потом — удобство. Стул в стиле барокко имел прямую спинку, фигурную резьбу, покрытую смесью клея и добавок, на которую наклеивали тончайшие листы золота и драгоценные камни. Сидеть на таких стульях были неудобно, но короли на многочасовых церемониях терпели все ради соответствия моде.

Чуть раньше аналогичный стул, точнее — трон, имел в своем распоряжении и русский царь Иван Грозный. Он был сделан из дерева, но облицован пластинами из слоновой кости и украшен золотом и резьбой с изображениями библейских сюжетов и мифологических животных. В центре помещался двуглавый орел, а на верхней части спинки трона находилась позолоченная фигурка символа Российской империи, который был принят при Иване III.

Австрийский «ширпотреб»

В XVII веке голландские мастера стали делать стулья с крестообразными ножками для массового использования, притом что в других европейских странах такие стулья по-прежнему использовались чаще для церемоний. Ближе к концу века английская аристократия обзавелась в массовом порядке стульями с обивкой в стиле «фартингейл». Этот стул имел зазор между спинкой и сиденьем, что позволяло женщинам в платье с фижмами из китового уса комфортно разместиться на нем. В XVIII веке в Англии вошли в моду стулья в стиле «Виндзор» с простыми ножками и спинкой из тонких прутьев.

В середине XIX века мебельный мастер из Вены Михаэль Тонет придумал промышленный способ сгибания древесины под паром. Технология Тонета позволила поставить на поток дорогостоящий «виндзорский стул». Правда, английская элита не согласилась с австрийцами, называя новые «винздорские стулья» — «венскими». Тем не менее, венский стул нашел своего потребителя в масштабах куда больших, нежели его предок. К 1930 году европейские мастера изготовили по технологии Тонета 50 миллионов венских стульев.

Интересна судьба стула в России, ведь до Петра I у нас были трон да несметное число лавок. Первый русский император привез в Россию стул вместе с другими новшествами. Поначалу это были роскошные изделия в домах вельмож в стиле барокко — тяжелые стулья из дуба с высокими спинками, а позднее все европейские тенденции соблюдались и в России.

В XIX веке архитектор Василий Стасов придумал оригинальную конструкцию стула с изогнутым профилем, боковой рамой, где задняя ножка со стойкой спинки и передняя ножка сливались в единую раму. При этом правая и левая боковые рамы крепились поперечными рейками. А спинка скреплялась поперечной плоскостью и облицовывалась шпоном. Глядя на такой стул, можно было подумать, что он сделан из одного куска древесины. Сидеть на стуле Стасова было удобно, а его дизайн ласкал взгляд. Не случайно такие стулья были повсеместно востребованы в дворянских и купеческих домах в России целых 30 лет.

В конце XIX века в моду в России вошли стулья производства немецкого мебельщика Гамбса. Именно их можно видеть в экранизациях произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Стулья Гамбса были комфортабельными, имели мягкую стеганую обивку на сиденье и спинке.

Алексей МАРТОВ

  Рубрика: Люди и вещи 153 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,210 сек. Потребление памяти:9.27 mb