Вертикальная кругосветка Файнса

Автор: Maks Сен 17, 2019

В начале сентября 1979 года у стен Национального морского музея в Гринвиче принц Чарльз объявил о старте так называемой циркумполярной экспедиции. Ее участники пересекли весь земной шар точно по меридиану — где на кораблях, где на машинах, где на снегоходах. И в последних числах августа, спустя три года, снова вернулись в Гринвич.

Сэр Ранульф Твислтон-Вайкхем-Файнс носил титул баронета и был неудачником. Семья прочила ему отличную военную карьеру, но сэр Ранульф не любил подчиняться приказам и у него постоянно возникали проблемы с начальством. Из элитного полка специального назначения вооруженных сил Великобритании — SAS (Специальная авиадесантная служба), куда он попал после жесточайшего отбора на выносливость, баронета выгнали за попытку взорвать плотину у деревни Кастл Комби, которую возвели для съемок фильма американские кинематографисты.

Идея жены

Взорвать плотину попросил школьный товарищ Ранульфа, а взрывчатку баронет «одолжил» у собственной военной части. Ранульф легко загорался новыми идеями и спешил их воплотить в жизнь. Недаром, посетовав на судьбу и недолго послужив в разведгруппе султана Омана, он из армии уволился вовсе и занялся тем, что любил — странствиями в опасные или неизведанные места планеты. В 1969 году он отправился в составе экспедиции к истокам Белого Нила на судне на воздушной подушке, в 1970 году пустился покорять норвежский ледник Юстедальсбреен. Но идея циркумполярной экспедиции родилась не у него, а у его жены Вирджинии, по-семейному — Джинни.

Как-то, помешивая на плите тушеную баранину, Джинни предложила ему отправиться в кругосветное путешествие. Поскольку у баронета с деньгами было не просто плохо, а очень плохо, он тут же спросил — в своем ли она уме? На что находчивая Джинни предложила быть мудрее и заключить контракт с каким-нибудь издательством или телевизионщиками. Ранульф только усмехнулся: кого можно заинтересовать кругосветным путешествием в конце XX века? У Джинни и на это был свой ответ: да, но все перемещаются по широте, а не по долготе. То есть Джинни предложила совершить первое кругосветное путешествие по Гринвичскому меридиану. Путь лежал не только через несколько материков и океанов, но и через оба полюса — Северный и Южный, которые нужно было пройти «насквозь». Идея сначала ужаснула Ранульфа, который никогда не бывал во льдах и ничего не знал о полюсах, а потом — восхитила.

Семь тощих лет

Сэр Ранульф ФайнсПервые попытки заинтересовать издательства и научную общественность оказались неудачными. В Министерстве иностранных дел, куда он обратился с наспех составленным бизнес-планом, на него поглядели как на сумасшедшего. Частных экспедиций к полюсам не бывает, сказали чиновники. «А если я найду средства?» — спросил Ранульф. Ему мягко намекнули, что впереди его ждет долгий путь. Ранульф кивнул и занялся поисками спонсоров. Это было долгим и хлопотным делом, но ему удалось убедить в осуществимости проекта около 700 частных фирм, которые производили оборудование, одежду, питание и хотели посмотреть, как поведут их изделия в критических условиях. Финансово поддержать затею Файнса выказал желание султан Омана, который помнил храбрость английского военного. Корабль для экспедиции выделила страховая компания, которая некогда спонсировала экспедицию капитана Скотта. Компания Scandinavian Airlines взялась бесплатно доставить людей и грузы в Канаду. Снегоходы предоставили канадцы. На спонсорские средства был куплен самолет, который согласился пилотировать опытный полярный летчик.

Но самое главное — команда. Ее Ранульф набрал… по знакомству и по объявлению в газете. Ни у кого из членов экспедиции не было полярного опыта. В том числе и у тех, кто собирался пересечь льды по меридиану, — то есть у самого Файнса, Оливера Шепарда, Джеффа Ньюмена и Чарльза Бертона. И им потребовались годы тяжелых тренировок в Гренландии, во время которых все получили травмы и обморожения, сам Ранульф едва не утонул, а Ньюмен понял, что в такую кругосветку не пойдет.

С огромным трудом удалось добиться разрешения на экспедицию у чиновников английского МИД…

Южный полюс

2 сентября 1979 года, 40 лет назад, экспедиционное судно, бывший перевозчик свинцовой руды «Бенджамин Боуринг», осталось в Тилбери дожидаться разрешения на выход в море, а члены экспедиции погрузились со своими внедорожниками на паром через пролив и далее — сухим путем пересекли Францию и Испанию с севера на юг. Это была самая легкая и приятная часть маршрута. В Барселоне их уже поджидал сухогруз «Бенджамин Боуринг», который высадил путешественников в порту Алжира. Оттуда путь лежал через всю Африку, в том числе и через пустыню Сахара, и через всю территорию Мали, ее болота и джунгли, до самого Абиджана. Члены экспедиции жаловались на адскую жару, ядовитых насекомых и невероятное количество мух. Из Абиджана на корабле они достигли Кейптауна, родного города Файнса, и взяли курс на Антарктиду. Здесь, в океане, они столкнулись со штормами и впервые увидели паковые льды. Судно, хотя и считалось ледоколом, оказалось неспособным их разрезать, но из-за значительной массы просто давило их, как чеснок.

4 января судно вошло в антарктическую бухту, где располагалась базы южноафриканской антарктической экспедиции. В это же время из Канады вылетел экспедиционный самолет, который преодолел с дозаправками расстояние в 20 930 километров за 99 часов фактического времени полета. На самолете прибыло несколько участников экспедиции и необходимое оборудование. Он перебросил экспедиционные грузы к горе Ривинген, где Ранульф обустроил зимовку для себя, Джинни, их собаки Бози, Шепарда и Бертона. Полярная ночь плохо сказалась на взаимоотношениях внутри этого маленького коллектива. Начались ссоры, подозрения, у Джинни появились галлюцинации. Предпринятые Ранульфом лыжные пробежки привели не к сплочению, а банальным обморожениям, все попытки покорить обледенелый пик Ривинген пали прахом. Но на исходе октября мужчины приступили к самой ответственной части антарктического этапа — отправились на пересечение 3500 километров ледяной пустыни. Джинни осталась на зимовке поддерживать связь.

Маршрут был очень сложный, температура падала ниже 50 градусов, дул сильный ветер, все время возникали трещины или узкие снежные хребты, мешающие движению саней. 15 декабря они добрались до Южного полюса, а 11 января — до новозеландской полярной базы. Теперь им предстоял путь домой по 180 меридиану — через Северный полюс.

Северный полюс

Поскольку суши в Тихом океане не слишком много, то основной маршрут по меридиану преодолевали на судне. Экспедиция посетила Новую Зеландию, Самоа, Фиджи, прошла вдоль американского побережья с остановками в Лос-Анджелесе и Ванкувере и, наконец, оказалась в устье реки Юкон, откуда спустилась по реке Маккензи до моря Бофорта, пересекла опаснейший Северо-Западный проход и начала легендарный переход через Северный полюс. Оливер Шепард из-за болезни жены в этом переходе участвовать не смог. Весь путь от зимней базы в Алерте до острова Шпицберген Файнс и Бертон проделали вдвоем. Поскольку покорять Арктику они отправились в феврале, то столкнулись с весенним таянием льдов, то есть с опасностями провалиться в трещины и утонуть. Но все равно было очень холодно, дул сильный ветер, ледяной дождь слепил глаза. Им приходилось полностью закрывать лица масками, которые примерзали к коже в области рта. Однажды Файнс сорвал свою маску вместе с пучками волос и кожей и едва не получил заражение крови. Полюса они достигли на Пасху и установили на льдине пять флагов — «Юнион Джек», «Синий Питер», означающей достижение цели, флаги страховых компаний Bowring и Marsh & McLennan и флаг SAS. В последующие дни они перебирались с льдины на льдину — пока их не забрал ледокол «Бенджамин Боуринг». На нем они сделали остановку на острове Шпицберген, а затем вернулись в Англию. Путь через Северный полюс занял 99 дней.

Единственные в мире

29 августа 1982 года вся команда экспедиции Файнса снова оказалась в исходной точке, в Гринвиче. Путешественников, разумеется, поздравляли с удачным завершением проекта. Сбылась мечта Джинни — журналисты бумажных СМИ и телевизионщики наперебой добивались их внимания. За время странствия членам экспедиции удалось не только совершить беспримерные по сложности переходы в царстве вечных льдов, но провести метеорологические и гляциологические исследования, выяснить пределы работоспособности приборов и техники в сверхвысоких широтах. Спонсоры могли быть довольны. Во всех статьях об экспедиции обязательно упоминались их имена.

В историю исследований Арктики и Антарктики Файнс и его сотоварищи вошли как единственная экспедиция, обогнувшая земной шар по меридиану. Больше никто не пробовал повторить их маршрут…

Елена ФИЛИМОНОВА



, , ,   Рубрика: Великие первопроходцы

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,263 сек. Потребление памяти:8.75 mb