Весело и страшно

Автор: Maks Мар 22, 2022

Вы считаете, что фольклор — это непременно «преданья старины глубокой»? Заблуждаетесь! Слово «фольклор» означает народную мудрость, а она у каждого времени своя. Просто на смену старинным частушкам, сказкам и прибауткам пришли иные жанры — уличные песни, анекдоты и городские легенды…

Смешно, аж жутко. Или наоборот

Впервые термин «городская легенда» более полувека назад употребил профессор Индианского университета Уильям Эджертон в статье, подготовленной для Journal of the Folklore Institute. А собирать истории, подходящие под это определение, фольклористы Соединенных Штатов начали еще в 40-е годы XX века. Поставщиками (а иногда и авторами) информации чаще всего выступали студенты.

Обычно рассказы были жуткими и мистическими — об изобретательных и вездесущих маньяках-убийцах, призраках, запертых в сундуках школьниц, и взрывающихся в желудке конфетах. Их уравновешивал определенный процент историй анекдотических, например, о неудачливом грабителе, похитившем сумку с трупом кота, которого безутешные хозяева везли хоронить.

Главным отличием городских легенд была и остается обязательная установка на достоверность. Они всегда подавались, как произошедший на самом деле случай с непременной ссылкой на какого-то знакомого знакомых, лично наблюдавшего или даже участвовавшего в событиях. На эту особенность обратил внимание известный специалист по городским легендам Ян Бранванд в 1959 году, когда вместе с коллегой Ричардом Дорсоном готовил к изданию книгу «Американский фольклор». Он обнаружил в газете вышеупомянутую историю о мертвом коте, выдаваемую за реальную.

Большая американская легенда

В Новом Свете городских легенд больше всего. Это и неудивительно — тут им не приходится пробиваться сквозь тысячелетний культурный слой, населенный языческими богами, эльфами, гномами и прочими знакомыми каждому европейцу сущностями. Американцы с почтением относятся к практически единственному выражению своей самобытной народной мудрости — изучают в школах и вузах, пишут по мотивам легенд книги и снимают киноленты.

В 1998 году на экраны вышел фильм «Городские легенды», который вполне может служить своеобразным учебным пособием и путеводителем по миру американских страшилок — их там упоминается более двух десятков. Действие происходит в самом мифотворческом месте — студенческом городке, а в основе сюжета лежит история о дорожных хулиганах, которые якобы ездят по ночным трассам с выключенными фарами и начинают преследовать водителей, помигавших им в знак недовольства. Главная героиня по имени Натали с подругой решили из баловства воплотить эту идею в реальность, что в конечном итоге привело к нагромождению целой горы трупов. Все жертвы были умерщвлены по канонам популярных в Штатах городских легенд, да и сама Натали только чудом избежала участи оказаться в ванне со льдом и всего одной почкой вместо двух.

Разумеется, в рамки одного фильма (и даже снятого через два года продолжения) не могли вместиться все существующие в США городские легенды, поэтому вот еще несколько.

Говорят, в штате Луизиана находится маленький домик, изнутри полностью покрытый зеркалами, образующими шестиугольник. Он называется «Дьявольская коробка с игрушками». Если кто-то войдет в этот дом и пробудет там достаточно долго (даже для самого крепкого человека предел не превышает пяти минут), его душу заберет дьявол. Эта страшилка легла в основу мистического сериала «Восставший из ада».

Легенда о возникновении возле города Небраска-Сити «Дороги семи сестер» гласит, что в начале прошлого века некий молодой человек, поссорившись с родителями, по очереди вызывал в лес своих сестричек и вешал их в ряд на деревья. Когда спустя много лет на месте трагедии проложили дорогу, водители стали слышать предсмертные крики жертв.

И на закуску — совершенно кошмарная и подозрительно правдоподобная городская легенда под условным названием «Все умерли». В одной семье жили-были девочка и новорожденные близнецы, за ними присматривала няня. И вот, в один совсем не прекрасный день, пока няня купала одного близнеца, сестренка играла с другим и нечаянно ударила его головой о шкаф. Малыш умер, девочка в панике выскочила на дорогу, где ее тут же сбил автомобиль, няня выбежала на шум, а оставленный без присмотра второй ребенок захлебнулся. Что сделали с няней родители детей, история умалчивает. Но если вы не любите сюжеты с открытой концовкой, то вот советский аналог этой страшилки.

Детей было всего двое, и заботилась о них родная мать. Пока она занималась хозяйством, мальчик заигрался и выколол себе ножницами оба глаза. Женщина впала в прострацию от ужаса, а тем временем маленькая дочь утонула в ванне. Тогда мать выбросилась из окна, а вернувшийся с работы отец довел начатое истребление семейства до конца: застрелил из ружья слепого сына и заодно покончил с собой.

Добрый телефонный волшебник Леонид Ильич

В Советском Союзе городские легенды по популярности даже соперничали с анекдотами. Школьники шепотом предавали друг другу леденящие душу истории о Зеленой пластинке, Черном трамвае с аббревиатурой ССД («смерть советским детям») и фашистах-подпольщиках, в день рождения Гитлера вешающих пионеров прямо на их красных галстуках… Этот пестрый список без труда продолжит любой, кто «родом из СССР».

У взрослых советских граждан в ходу были другие страшилки. Про разработки всесильного КГБ: «красную фотопленку», превращающую одетых людей в голых, и психотронное оружие для облучения квартир разных неблагонадежных элементов, чтобы свести их с ума; про обитающих в метро крыс размером с собаку; про замурованного в стене новостройки прораба; про маньяков-шизофреников, которые звонят в квартиры и, заметив, что хозяин смотрит в глазок или замочную скважину, тычут туда стальным прутом; про японскую технику, которая самоуничтожается при попытке вскрыть корпус. И про китайские ковры, на которых фосфоресцирующей нитью выткан портрет Мао Цзэдуна, проявляющийся в темноте…

А были выдумки совсем не страшные, наоборот, мечтательные. Кому бы не хотелось, набрав на телефонном диске определенную комбинацию цифр, услышать в трубке голос генерального секретаря Леонида Ильича Брежнева, готового, как сказочный джинн, исполнить три желания звонящего — подарить ему квартиру, машину и загранкомандировку?

Верхняя половина кошмара

Свой вклад в культуру городских легенд внесла практически каждая страна с высоким уровнем урбанизации. Самые удачные истории очень быстро распространились по всему земному шару.

Вот одна из таких страшилок, предположительно родом из Норвегии. Молодые родители решили съездить в отпуск, оставив годовалого малыша на попечение няни (пожилой родственницы). Но в день отъезда она опаздывала, поэтому муж с женой уехали, усадив малыша на высокий детский стульчик и оставив дверь открытой. Дальше сюжетные линии расходятся. По одной версии, дверь захлопнуло ветром, няня не смогла войти и решила, что в ее услугах не нуждаются. По другой — ее насмерть сбила машина. По третьей — с пожилой родственницей неожиданно случился инфаркт. Но финал всегда одинаков: через две недели родители возвращаются домой и обнаруживают сына на том же детском стульчике. Мертвого.

Городские легендыГородская легенда из Японии соответствует самурайскому духу этой страны. Вскоре после окончания Второй мировой американские военнослужащие в городе Хоккайдо надругались над местной жительницей. Девушка в отчаянии бросилась с моста на железнодорожные пути и немедленно была перерезана пополам проходившим поездом. Однако верхняя половина несчастной умерла не сразу, а пребывая в сознании, доползла до ближайшей станции. После такой страшной гибели душа самоубийцы, конечно же, не успокоилась. По легенде, через три дня после того как вы прочитаете или услышите эту историю, призрак девушки явится, чтобы разрезать пополам и вас (напоминает многократно переснятый сюжет романа Кодзи Судзуки «Звонок»), При движении монстр издает звук «цок-цок» и развивает скорость до 150 километров в час. Спастись от него можно, лишь утвердительно ответив на вопрос: «Нужны ли тебе ноги?».

Оружие массового безумия

К сожалению, не все городские легенды — безобидные страшилки, которые приятно рассказывать ночью в летнем лагере или студенческом общежитии. Есть другие — побуждающие к действию.

Впервые они попали в зону внимания фольклористов в 70-е годы прошлого века, когда из-за слухов о крысиных хвостах и волосах, будто бы найденных в ланчбоксах с готовой едой, упали продажи в одной известной сети закусочных. Изучив этот вид легенд, фольклористы Линда Дег, Эндрю Важони и Билл Эллис разработали теорию остенсии (остенсия — способ определения предмета прямым указанием), которая объясняет влияние ложных слухов на реальное поведение людей. Упомянутый выше фильм «Городские легенды» как раз иллюстрирует такое искривление сознания, когда человек стремится сделать страшную сказку былью…

Но это в кино, а так ли серьезно влияние выдумок на наше сознание в жизни? Судите сами.

В гватемальском городке Сан-Кристобаль-Верапаз в 1994 году во время празднования Святой недели в толпе потерялся ребенок (не пропал, не был похищен, а именно потерялся). Вроде бы обычное дело, но уже через несколько минут разъяренная толпа напала на Джун Вейнсток, пятидесятилетнюю экологическую активистку с Аляски, не в добрый час оказавшуюся рядом. Женщину били, топтали, забрасывали камнями, чудом не убили, но оставили тяжелым инвалидом. За что? Так ведь каждому известно, что «эти иностранцы» похищают детей и продают на органы! Что в этот момент происходило с ребенком на самом деле, никого не интересовало.

К сожалению, эту особенность человеческого сознания — слепо верить информации об опасности и быстро корректировать свое поведение в соответствии с этой верой — быстро подметили разного рода манипуляторы общественным сознанием и начали активно использовать против населения. Спастись от таких запрещенных приемов можно только сохраняя трезвый рассудок и способность логически мыслить. А легенды пусть остаются легендами.

Светлана ЕЛКИНА

  Рубрика: Легенды прошлых лет 182 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,208 сек. Потребление памяти:9.03 mb