Язык «синих картинок»

Автор: Maks Янв 18, 2022

Довольно часто молодые парни и девушки, желая украсить себя и привлечь внимание, наносят на свое тело татуировки. При этом они даже не задумываются о том, что выбранный или даже самостоятельно изобретенный рисунок может оказаться своеобразным сигналом. Например, для деятелей преступного мира, которые могут принять вас за своего или, наоборот, счесть вашу татушку оскорбительной. Так что «сигнал» этот нередко способен создать серьезные проблемы и даже привести к смерти своего владельца.

Католический «предохранитель»

Большинство исследователей татуировок считают, что сам термин, как и искусство нанесения рисунка на тело, привез с острова Гаити капитан Кук. Там местные жители особыми знаками на коже отмечали членов своего племени, достижение ими совершеннолетия. Рисунки наносились для совершения определенных обрядов, в качестве награды или наоборот — наказания.

В какой-то момент татуировка получила распространение среди лиц католического вероисповедания — на тело верующего наносился крест, «предохраняющий» от перехода в другую веру.

К началу XVIII века на кожных рисунках научились зарабатывать деньги. В странствующих балаганах, на ярмарках появились люди, за определенную мзду демонстрировавшие свое тело, сплошь покрытое рисунками. Некоторые сколачивали таким способом целые состояния.

Однако повальной моды на татуировку не предвиделось. Далеко не многие рисковали наносить себе на кожу несмываемые знаки или картины, к тому же сам процесс достаточно болезненный. Татуировка оставалась отличительным признаком балаганных актеров, моряков и других скитальцев. В скором времени проникла она и в криминальный мир.

Держите вора!

Чтобы поймать нарушителя закона, нужно, что называется, знать его «от и до». Классификация и определение особых примет преступников долгое время составляли серьезную проблему для криминалистов всего мира. В начале XIX века парижский сыщик Эжен Франсуа Видок (сам, кстати говоря, бывший преступник) придумал и начал использовать систему идентификации личности уголовников. Благодаря Видоку появилась огромная картотека, где был собран весь «цвет» парижского дна. В карточках помимо имени и фамилии фиксировалось абсолютно все, что полиции удавалось узнать: клички, адреса, биография, связи, внешние данные, наколки и прочее. Тогда же в отделах криминалистики появились персональные художники, делавшие наброски лиц осужденных и сопутствующие их «украшения» на коже. Правда, с появлением фотографии необходимость в художниках отпала.

В 1879 году простому писарю парижской префектуры Альфонсу Бертильону пришла на ум гениальная мысль: вносить в картотеку размеры черепа и других частей тела преступников, что впоследствии сильно облегчило работу полиции. В честь изобретателя система получила название «Бертильонаж».

С появлением дактилоскопии бертильонаж отошел в прошлое, однако процесс описания внешних примет преступника сохранился и даже существенно расширился. Среди «характеристик» всегда  особо отмечалась и татуировка — правда, полиция того времени не усматривала в «нательных картинках» никакой закономерности.

Русская «живопись»

Значения татуировокВ тридцатых годах прошлого века криминалисты СССР первыми обратили внимание на специфичность уголовной татуировки. Советские зеки по количеству «шедевров» синего цвета на коже могли легко соперничать с гаитянскими шаманами и японскими якудза. Подобное «художественное творчество» уже по определению не могло рождаться спонтанно — в нем явно был какой-то смысл. В результате вся информация о татуировках начала скапливаться в отдельных толстых каталогах и распространяться «для служебного пользования».

В результате быстро выяснились интересные вещи: оказывается, тело закоренелого преступника давным-давно стало настоящим «паспортом», своеобразным «личным делом», с помощью которого грамотный в этих вопросах человек может досконально узнать специализацию («масть»), национальность, характер, криминальное прошлое уголовника, отбытые и назначенные приговором сроки, сексуальную ориентацию и его место в уголовной иерархии.

В качестве характерного примера можно привести случай, который произошел семнадцать лет назад. В реке Клязьме было обнаружено тело неизвестного мужчины. Никаких документов при нем не было. Единственные отличительные приметы — «набор» татуировок, среди которых встречались следующие: финка, карты, бутылка, роза и многое другое.

«Картинки» расшифровывал опытный криминалист, и вот что они ему рассказали: «Погибший впервые попал в колонию в несовершеннолетнем возрасте. Скорее всего, за хулиганство. Пробыл в ней около двух лет. Склонен к нарушению режима. Был осужден за кражу. Переносил тяготы притеснения со стороны сокамерников. Наказание отбывал «от звонка до звонка». Судя по всему, находился в колонии строгого режима. На свободе его ждала любимая женщина. Мечтал о свободе, был способен на побег. Принадлежал к воровской группировке. В деле осторожен. Отрицательно настроен к администрации. Намеревался и впредь заниматься преступной деятельностью. Предпочитал легкую добычу посредством насилия и угроз» («Советская культура», 1989 год). Кажется, немного, но и немало. Когда личность погибшего была окончательно установлена, все были поражены необычайной точностью совпадения биографии бывшего зека и расшифровки «записей», сделанных на его теле.

«Высшие» и «низшие»

Классификация тюремных татуировок — дело необычайно трудное и неблагодарное, требующее десятки лет непрерывной, кропотливой работы. Существуют десятки тысяч рисунков, аббревиатур, и все их выучить невозможно. Многое еще зависит оттого, на какой части тела нанесен рисунок, носит его мужчина или женщина, да и значения многих наколок постепенно меняются. Однако кое-какие закономерности все же сохранились, и их можно расшифровать. Так, например, изображение Наполеона на груди, которое, кстати говоря, гордо носил Остап Бендер, говорит о том, что этот человек обладал в тюрьме авторитетом. О почетном месте в иерархии заключенных говорят восьмиконечные звезды, нанесенные под ключицей или на коленях, змея с короной, орел или лев, окруженный средневековым оружием, и еще многое другое.

О «спецификации» преступника могут рассказать следующие картинки: три карты, пронзенные стрелой (карточный шулер), перекрещенные стрела и ключ (вор-домушник), медведь с топором («медвежатник» — специалист по сейфам). Дракон, летящий над замком, украшал расхитителей государственной собственности («цеховиков»), означал также полную конфискацию имущества. Изображенный на груди монах с гусиным пером не имеет никакого отношения ни к религии, ни к летописям. Носитель этого рисунка — «писарь», карманный вор, совершающий кражи с помощью острых предметов — бритвы или монеты.

Изображение кота расшифровывается как «Коренной Обитатель Тюрьмы», то есть рецидивист, для которого тюрьма — дом родной. На первый взгляд невинное изображение волка из мультфильма «Ну, погоди!» — карикатура на сотрудников милиции, не способных поймать преступника.

Рисунок пылающего креста с пламенем и надписью: «Верь в Бога, а не в коммунизм» или индейца («лишен гражданских прав») наносили себе политические заключенные.

Так что будьте крайне осторожны в выборе картинок, которые вы пожелаете увековечить на своем теле. Ведь нанести их недолго, а вот убрать — довольно сложная и очень дорогая процедура.

Игорь САВЕЛЬЕВ

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 87 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,209 сек. Потребление памяти:9 mb