Застывшие слёзы красавиц

Автор: Maks Авг 18, 2020

В Средней Азии существует удивительная легенда о злом духе — дэве, похищавшем молодых красавиц. Не в силах завладеть душой девушки, дэв приковывал красавицу к скале и наслаждался ее красотой. Слезы несчастной, падая с огромной высоты, застывали в полете и превращались в драгоценный бисер, который потом находили люди.

В Евангели и от Матфея есть фраза: «Не мечите бисер перед свиньями». Иносказательно это значит «не пытайтесь донести свою мысль тем, кто ничего в этом не смыслит и даже не оценит ваше желание к общению». Казалось бы, раз в Евангелии есть упоминание бисера, значит, эти мелкие бусинки существовали и в те далекие времена. Так, да не так! Ибо бисера, подобного тому, что представляем мы сегодня, тогда не существовало.

Натуральный и фальшивый жемчуг

Вместо него были стеклянные бусины величиной с горошину, а в евангельском тексте от Матфея речь и вовсе идет о жемчуге. Ибо именно бисером в Древней Руси называли жемчуг, а вот с приходом монголов утвердился современный термин. Кстати, тюркам это слово «подарили» китайцы, у которых он звучит как «гончу» и создан как слагаемое слов «гон» («настоящий») и «чу» («жемчуг»). А сам термин «бисер» происходит от арабского «буера» или «бу-сер» и означает «фальшивый жемчуг».

Изначально бисер делали из стекла, которое в свою очередь тоже прошло долгий путь развития. Легенду о рождении стекла сохранил для человечества древнеримский историк Плиний Старший, живший в I веке. Однажды финикийские торговцы, следовавшие из Африки с грузом соды, встали лагерем на ночлег и развели костер. Котлы они установили на куски соды, а после трапезы не стали тушить пламя. Утром один из слуг пнул головешки и заметил необычный слиток, чистый и лазурный, как морская вода, но при этом твердый, как камень. То было стекло.

Древнеегипетское украшение из бисераВесьма умелыми стекольщиками были древние египтяне. Главным доказательством первенства Египта в создании изделий из стекла служила стеклянная облицовка пирамиды фараона Джосера, построенной в III тысячелетии до нашей эры.

Монополия Венеции

В древности стеклянный бисер делали несколькими способами, но наиболее распространенным и простым был способ вытягивания. Сначала из смеси песка, соды, извести и мела варили стекло в тиглях. Так как температура плавки была невысокой, стеклянная масса была густой и вязкой и походила на тесто. Именно из него посредством металлического прутика вытягивали вязкую нить. Ее толщина зависела от скорости вытягивания и консистенции массы. Тонкая нить выходила, если мастер тянул прутик быстро, а сама стекломасса была пожиже. Затем нить навивали на тонкий медный стержень. Его толщина равнялась отверстию будущих бусин. После остывания стержень вытаскивали, а бусину повторно разогревали для ручной шлифовки.

Существовал и второй способ производства бусин. Из стекломассы вытаскивали нить, расплющивали ее и обвивали ею медный стержень. Полученную трубку разглаживали, а после остывания резали на кусочки нужной длины. Затем бусинки шлифовали.

Качество бусин при такой допотопной технологии напрямую зависело от качества стекла. Только во II тысячелетии до нашей эры люди научились плавить полупрозрачное, а в I веке до нашей эры — прозрачное, бесцветное и окрашенное стекло. Тогда же александрийскими мастерами был придуман способ выдувания стеклянных изделий через тростниковую или металлическую трубку. После чего бисер и бусы стали делать из тонких и пустотелых стеклянных трубочек, которые выдували из капли расплавленного стекла. Специальными ножницами трубочки резали на мелкие кусочки, отсеивали от осколков и шлифовали в крутящемся барабане. После сушки бусины валяли в песке и нагревали до красного каления в чугунных барабанах. Под воздействием температуры бусины округлялись, а вращение в барабане не давало им сплющиться. Остывший бисер промывали, сушили и с помощью шлифовки придавали ему блеск. Кстати, таким же образом древние мастера делали и стеклярус, представлявший собой отрезки стеклянной трубки около 3 миллиметров в длину.

После падения сначала Рима, а затем и Константинополя, центр стекольного производства переместился в Венецию. Еще в XII веке здесь создавали довольно примитивные бусы, а с XIII века, когда начался закат Византии, Венеция стала производить изделия на высшем уровне. Причина такого скачка проста — венецианцы переманили деньгами и льготами византийских стеклодувов к себе в республику. А после того как Венеция начала делать лучшее стекло в мире, здесь были приняты законы, каравшие передачу технологий производства стекла суровыми мерами. Вплоть до смертной казни. Неудивительно, что Венеция экспортировала стеклянные изделия, в том числе бисер и бусы, во все стороны света. В Африке венецианские бусы и бисер и вовсе играли роль валюты. Особо дорогим считался мелкий, диаметром 0,5 миллиметра, и блестящий бисер. Именно он шел на отделку одежды вельмож и царей, а для придания ему более роскошного вида такой бисер иногда серебрили и золотили.

Японский эксклюзив

Несмотря на то что Венеция тщательно скрывала секреты своего производства, отдельные мастера все-таки убегали с острова Мурано и селились под защитой европейских правителей. Вместе с ними на сторону уходили и секреты изготовления стекла. Да и европейские стеклодувы тоже не сидели без дела, экспериментируя и добиваясь неплохих результатов.

Уже в XVI-XVII веках стекольные заводы стали строить в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и Франции. Но посягнуть на первенство Венеции они не могли. Только в конце XVIII века неплохие бусы и бисер стали делать в немецком регионе Фихтельгебирге. Правда, они были массивны и сделаны из непрозрачного фарфора, зато дешевле венецианских. Другим центром стекольного искусства в Германии была Тюрингия. Здесь делали искусственный жемчуг из стекла путем специальной технологии обработки рыбьей чешуи. А потом увозили его на шлифовку в чешскую Богемию.

Стоит ли говорить, что при таком ручном производстве цена на бисер была высока и немного уступала в цене мелкому жемчугу. Все изменилось в конце XIX века, когда придумали машины для производства бисера. Теперь вместо разрезания каждой трубочки применялась технология гильотинного пресса, рубившего целый пучок трубочек. Дешевый богемский бисер хлынул во многие страны мира, в том числе и Россию. Ведь здесь издавна любили применять бисер в рукоделии, а искусство бисероплетения называлось низанием. Такое ремесло позволяло девушке из бедной семьи заработать себе немного на приданое, а ее родители гордились навыком дочери. Другими искусными мастерицами бисероплетения были монашки. Они создавали целые картины и иконы из бисера, расшивали богатым бисерным узором убранство церкви. А вот своего производства бисера в России долгое время не было. Первую попытку предпринял Михаил Ломоносов, который в 1752 году построил Усть-Рудицкую фабрику под Ораниенбаумом для «делания разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса». Увы, после смерти ученого, в 1765 году фабрику закрыли.

Новый виток в эволюции бисера случился уже после Второй мировой войны, его центром стала Япония. В 1949 году здесь основали компанию Miyuki, а в 1951 году — компанию ТОНО. Обе фирмы производили бисер разных цветов и форматов, но и те и другие делали его на высоком уровне. В 1982 году Miyuki создала революционный цилиндрический бисер, названный Delica. Но в ТОНО не опустили руки, выдав на-гора аналогичный цилиндрический бисер под названием Treasures. Супертехнологии и высокий контроль за качеством позволили японцам стать лидерами в его производстве и выпускать исключительно ровный бисер с устойчивым ко внешней среде покрытием.

Лев КАПЛИН

  Рубрика: Люди и вещи 577 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,308 сек. Потребление памяти:9.66 mb