Жемчужина в короне Африки

Автор: Maks Фев 16, 2021

Эфиопский город Лалибела был призван заменить захваченный арабами Иерусалим. Высоко в горах строители постаралась воспроизвести все христианские святыни, чтобы каждый православный житель страны мог, не рискуя жизнью, совершить к ним паломничество.

Город Лалибела был основан на рубеже XII-XIII веков в самом сердце Центральной Эфиопии — в горах провинции Ласта, на высоте двух с половиной тысяч метров над уровнем моря. Его основание связывают с именем самого могущественного царя из династии Загуэ — Гебре Мескеля Лалибелы, который, будучи православным христианином, однажды побывал в Иерусалиме. Царь был так поражен величием христианских святынь, что с огромной горечью воспринял захват Иерусалима арабами и повелел на своей земле устроить новый Иерусалим — город, высеченный в скалах, который стал бы духовной копией подлинного Иерусалима.

О пчелах и власти

О том, что Лалибела будет особенным человеком, знала его мать — когда Лалибела был младенцем, она однажды увидела, как малыша вдруг окружил целый рой пчел. С ужасом женщина ожидала, что насекомые закусают ребенка до смерти. Но они ничем не навредили малышу, просто замерли перед ним.

Неожиданно мать, озаренная предвидением, воскликнула: «Этот мальчик будет царем!»

Из-за этого случая ребенка и назвали Лалибелой, что означало — «Пчелы, признающие царскую власть».

Лалибела действительно был необычным человеком. Согласно местным преданиям, высечь христианские храмы в скалах его подвигло видение, в котором его посетили Христос и Богородица. А по легенде, когда строители Лалибелы уходили на ночь отдыхать, на склонах гор трудились ангелы. Они вынимали тяжелые камни, отколотые каменщиками, и уносили их прочь.

Разумеется, по поводу строительства города Лалибелы существует множество разных мифов и легенд, сложенных уже в XX веке. Некий исследователь из Британии, Грэм Хэнкок, зарабатывающий на жизнь небылицами, утверждает, что сами эфиопы построить ничего не могли, якобы над обустройством Лалибелы немало потрудились рыцари-храмовники — тамплиеры. Правда, Хэнкок забывает, что цивилизация в Эфиопии существовала задолго до того, как пришла на берега Туманного Альбиона. Ведь среди мастеров, возводивших знаменитые египетские пирамиды в Гизе, скорее всего были мастера и из Эфиопии.

Современные «альтернативщики» придумали, что город создан инопланетянами и «лишь переделан под христианские храмы». Якобы никто и никогда из людей не мог бы обработать твердый гранит. Низводя трудолюбивых строителей прошлого до потребительского стада современности, альтернативщики лукавят — склоны Эфиопского нагорья здесь сложены из мягкого вулканического туфа, который легко обрабатывается. И сейчас, спустя 800 лет после постройки, можно отчетливо видеть на стенах храмов следы эрозии — туф разрушается от воздействия воды и ветра.

Известно, что на постройку Лалибелы у строителей ушло 23 года. Изначально царь планировал построить то ли 12, то ли 13 церквей. Они должны были символизировать Христа и его апостолов или же только апостолов. Очевидно и то, что царь умер, так и не сумев дождаться воплощения своей мечты.

11-ю церковь высекали уже под руководством его вдовы. Еще две церкви были построены другими царями. Предполагается, что работы над некоторыми храмами могли продолжаться даже в XV веке.

Город, созданный в скалах

Небо, опрокинутое на землю, — вот что такое город Лалибела. Приснился ли он царю или действительно сам Творец показал, что именно надо построить в скалах жаркой Эфиопии, — в любом случае город стал отражением небесного Иерусалима.

Конечно, он несет в себе местный, африканский и восточный колорит. 11 храмов, высеченных в глубине скалы, созданные словно бы одним росчерком пера неведомого нам архитектора. Очевидно, что каждый храм создавался по определенному проекту и каждый рабочий знал конечную цель своей работы.

Сначала каменщики вынимали из горы огромные каменные блоки, создавая пространство вокруг храма, мягкий туф стен тут же обрабатывали, создавая резные узоры. В центре храмового двора оставляли скальный массив, из которого вытесывали храм и его основание. Чтобы храм не разрушался, а фундамент, вытесанный из того же туфа, мог служить крепким основанием, толщина стен храмов книзу увеличивалась, а фундамент высекался в виде огромных ступеней.

Искусство эфиопских камнетесов было поразительным — из цельного куска скалы они высекали изящные колонны снаружи храмов, вынимали породу из внутренних комнат, аккуратно соединяя пространство внутри и снаружи окнами, имеющими форму восточных арок, крестов и солярных символов. Внутри древние строители умудрялись высечь из камня даже иконы святых.

Все храмы были соединены друг с другом множеством галерей и подземных переходов, дождевая вода выводилась на склоны гор по особой системе тоннелей, а священнослужители брали воду из колодцев, которые наполнялись из чистейших артезианских источников.

Каменные святыни

Необычный храм ЛалибелыСамый большой храм Лалибелы посвящен Христу-Спасителю (Бет Медхане Алем). Его здание имеет высоту в 11,6 метра, ширину 23,7 метра и длину 33,7 метра. В нем хранится сердце Эфиопии, православная святыня — крест Лалибелы. Некоторые археологи указывают, что храм мог быть скопирован с церкви Святой Марии Сионской в Аксуме. Строения действительно похожи.

Храм Христа-Спасителя входит в северную группу храмов. Кроме него, самым почитаемым храмом этой группы считается храм Богородицы (Бет Мариам): здесь находится затянутая тканью колонна, к которой по преданиям прикоснулся вдруг явившийся царю Христос. На колонне после Его прикосновения возникли письмена, которые Лалибела повелел скрыть! от глаз простых людей.

Рядом был высечен храм Голгофы (Бет Голгота) — он отличается от других строений богатым внутренним убранством, а также тем, что в нем находится копия святыни, которую в Эфиопии приравнивают к иерусалимскому оригиналу, — могила первочеловека Адама. А в глубинах скрыт склеп, в котором покоятся останки самого царя Лалибелы.

В западной группе выделяют изящный скальный храм, посвященный Святому Георгию — Бет Гиоргис. Святой Георгий издревле почитается в стране как покровитель эфиопов. Его церковь высечена в виде креста, и добраться до нее можно только по подземным галереям.

Есть еще группа восточных храмов, а также монастырь Ашетан Марьям и пещерная церковь короля Йемреханы Крестоса.

Первым из европейцев храмовый комплекс Лалибелы в конце XV века увидел путешественник из Португалии Перу да Ковильян, который провел в Эфиопии 30 лет. Вторым — католический священник Франсишку Альвареш, который был поражен увиденным в самое сердце и больше всего боялся, что ему не поверят. Еще бы! В Европе, видимо, считали, что в Африке живут одни дикари.

Третьим узнал об уникальных храмах Лалибелы наемник Мигель де Кантаньосо, который побывал в Эфиопии в XVI веке. Но для широкой публики храмовый комплекс открыл географ XIX века Герхард Рольфе, который посетил страну между 1865 и 1870 годами.

Чудесный крест

Сам Лалибела назвал свой новый город Роха. Он перенес в него столицу государства, и лишь много позднее после его смерти город был назван в честь царя. Столетиями Лалибела была центром православия, и паломники толпами стекались к его скалам, чтобы поклониться христианским святыням и обрести выздоровление или облегчение нужды.

С именем царя Лалибелы связывают появление главной святыни Эфиопии — золотого креста Лалибелы, отлитого по повелению царя. Это уникальная святыня сделана из чистого золота, а ее вес достигает семи килограммов. Вид креста необычен — христианский символ земных страданий Христа окружен как бы ореолом, украшенным с каждой стороны шестью лепестками — они символизируют учеников Христа. Сам крест поддерживается узором, который в Эфиопии называют «рука Адама».

От Лалибельского креста происходит множество чудес и исцелений, поэтому многие жители Эфиопии стараются, чтобы их хотя бы раз в жизни благословили святыней.

Однажды святыню Эфиопии украли. Один из местных жителей подговорил священника вынести крест из храма Христа Спасителя, чтобы возложить его на больную дочь. В доме прихожанина священника подпоили, и очнулся он уже дома, без креста.

Два года эфиопы не могли найти святыню, потом выяснилось, что сын прихожанина продал его, стыдно сказать, за 115 долларов какому-то антиквару, а тот продал его уже за 25 тысяч долларов бельгийскому коллекционеру.

Властям Эфиопии пришлось задействовать все свои дипломатические связи, чтобы вернуть святыню домой.

Александр ЛАВРЕНТЬЕВ

Загадки истории » Невероятные артефакты » Жемчужина в короне Африки

, , ,   Рубрика: Невероятные артефакты 25 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:31. Время генерации:0,225 сек. Потребление памяти:8.3 mb