Жизнь ради ближних
Анну Философову часто называют первой русской феминисткой. Но она боролась не за право ходить в брюках или ставить крестик в избирательном бюллетене. Она помогала обездоленным и стремилась сделать окружающий мир хоть чуточку лучше.
СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ
Аня появилась на свет в 1837 году в семье фабриканта, состоятельного землевладельца и мецената Павла Дягилева. На его средства в Перми был построен первый театр, а знаменитый на весь мир театральный деятель Сергей Дягилев приходился Анне племянником.
С детства у Ноночки (так Аню звали домашние) было все, о чем только можно мечтать. Природа щедро одарила ее красотой, умом, музыкальными и литературными способностями. В семье ставили домашние спектакли, устраивали музыкальные вечера. Дети в обязательном порядке учили немецкий и французский языки, которыми владели свободно.
В 18 лет Ноночка влюбилась в друга семьи Владимира Философова, который был на 17 лет ее старше. Он занимал видные государственные посты, к тому же имел приятную наружность, мягкий характер и любил Анну до безумия. Так что она с полным основанием могла называть его «лучшим человеком на всем белом свете».
Обе семьи дали согласие на брак, и в 22 года Анна стала счастливой женой, а к 35 годам — матерью пятерых детей (еще один скончался в пятилетнем возрасте от воспаления спинного мозга).
Зиму Анна Философова вместе с супругом проводила в Петербурге, а на лето уезжала с его родителями в их село Богдановское, которое стало для нее родным домом. В дневнике она писала: «Здесь соединены все лучшие наши чувства и мысли, здесь строятся планы на будущее, здесь сосредотачиваются все силы, здесь семья отдыхает, здесь связь с народом, чувствуешь, что живешь не только для себя и для тех, кому ты нужен, как-то не совестно жить здесь».
Муж отдавал все время государственной службе, а Анна занималась воспитанием детей. Но этого ей было мало. Она построила в Богдановском школу для крестьянских детей и стала обучать их грамоте. В усадебном доме Анна открыла больницу, наняла врачей и обеспечивала бесплатными лекарствами всех желающих.
На молодую барыню крестьяне буквально молились и называли ее «наше Красно Солнышко». А если хотели сделать ей приятное, то приходили на организованные ею литературные чтения. Позже барыня открыла для крестьян избу-читальню и кассу взаимопомощи.
ГОСТИНАЯ ДЛЯ ТЕРРОРИСТОВ
В Петербурге Анна Павловна подружилась с Надеждой Стасовой и Марией Трубниковой. Ее подруги — в отличие от Философовой — были бедны и одиноки.
Этих трех жещин, зачинательниц так называемого «женского движения», интересовали не какие-то романтические идеи. Им хотелось решать насущные социальные вопросы. В то время в Петербурге многие женщины, даже образованные, влачили нищенское существование. Им, не имеющим жилья, денег и связей, оставался путь на улицу или в публичный дом.
В 1859 году Философова, Стасова и Трубникова организовали «Общество доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга». Председателем Общества стала Анна Павловна.
Недвижимость в Петербурге никогда не была дешевой. Состоятельные женщины снимали квартиры и сдавали их покомнатно нуждающимся за символическую плату или вовсе бесплатно.
Но вскоре стало ясно, что этой помощи недостаточно. Общество расширило свою деятельность. Философова помогала женщинам найти работу, устраивала детей в школы, оплачивала лечение. Общество организовало детский сад и столовую, а также швейную мастерскую дешевого белья с паровой прачечной и магазином при ней.
Анна Павловна выиграла тендер на пошив армейской формы, утерев нос участвующим в конкурсе мужчинам-поставщикам. Об Анне Павловне и ее соратницах заговорил весь Петербург.
В принципе, считать Философову первой русской феминисткой неправильно. Она не боролась за права женщин, не вмешивалась в политику, не кричала о сексуальных свободах и равноправии с мужчинами. Наоборот, Анна Павловна была преданной супругой, заботливой матерью, хозяйкой домашнего очага. Она просто использовала свое положение в обществе для помощи тем, кто в ней нуждался.
В петербургском доме Философовых на Мойке устраивались благотворительные вечера для сбора средств в пользу Общества. Вечера посещали по 300-400 гостей, поэтому удавалось собрать внушительные суммы, тем более что Анна Павловна приглашала тогдашних властителей дум, в том числе Тургенева и Достоевского.
Философова не скрывала симпатии к революционерам и укрывала их в своем доме, ничуть не заботясь о том, как это скажется на карьере мужа. А муж — главный военный прокурор Российской империи — так любил супругу, что на все закрывал глаза. В Петербурге даже ходил анекдот: пока военный прокурор в своем рабочем кабинете подписывает приговоры террористам, его супруга прячет их в своей гостиной.
«ВРЕДНЫЕ ИСТИНЫ»
Но главным делом в жизни Анны Философовой стала борьба за право женщин на высшее образование. Университетский устав запрещал девушкам учиться в высших учебных заведениях. Конечно, можно было уехать за границу и получать образование в европейских университетах. Но не у всех имелись на это деньги.
Анна Павловна начала сбор подписей за разрешение открыть при Петербургском университете высшие женские курсы. Все организационные и финансовые вопросы она обещала решать самостоятельно.
На улицах Петербурга появились десятки молоденьких девушек с синими лентами на шляпках — это был их молчаливый протест против запрета учиться (синие околыши имели фуражки студентов).
Большинство мужчин высокого ранга не поддержало инициативу Философовой. Один уважаемый профессор воскликнул: «Я скорее готов увидеть свою дочь в гробу, чем в университетской аудитории!»
Предстояла долгая и трудная борьба. Сначала, в 1870 году, министр народного просвещения Дмитрий Толстой разрешил чтение публичных лекций для слушателей обоего пола. На первых порах лекции читались в частных домах. Философова писала в дневнике: «Сегодня у меня читают. Являются дамы с хвостами и стриженые, и гарибальдийки, и пр., и все это слушает, не переводя дыхания. После лекции кто-нибудь гласит: завтра такой-то читает на Петербургской стороне у такой-то… Сейчас берут адрес и на следующий день едут в какую-нибудь мансарду, сидят и слушают, тоже не переводя дыхания».
Через некоторое время лекции стали читать в здании Владимирского училища, отсюда название — Владимирские курсы. Кто-то донес, что на них «проповедуют вредные истины», и правительство запретило лекции.
Потребовалось еще несколько лет борьбы, но Философова и ее соратницы все же одержали победу. В 1878 году под руководством профессора-историка Константина Бестужева-Рюмина открылись первые в России высшие женские курсы с систематическим университетским преподаванием (их стали называть Бестужевскими).
«НА ПОТЕХУ ВСЯКОМУ ОТРЕБЬЮ»
Сначала это были всего два факультета — физико-математический и историко-филологический, но отбоя от желающих пройти обучение все равно не было. Записаться на курсы женщина могла только с разрешения отца или мужа, поэтому многим ради учебы приходилось заключать фиктивные браки. Как только не клеймили первых курсисток! Их называли «бесстыжевками», «безбожницами» и «декольтированными феями».
Осенью 1879 года Александр II предложил Философовой покинуть страну. От ссылки куда-нибудь в Вятку или Сибирь ее спасло высокое положение мужа. Анна Павловна оставила семью (ее младшему сыну едва исполнилось семь лет) и уехала в Висбаден. Только через два года, после покаянного письма императору, ей разрешили вернуться.
Зная, как нелегко приходится курсисткам из малообеспеченных семей, в 1901 году Философова учредила на Бестужевских курсах личную стипендию. Четыре года спустя она создала «Женское взаимно-благотворительное общество», а при нем — бесплатную библиотеку и общежитие. Анна Павловна входила в европейские женские организации, выступала с докладами на международных конгрессах, защищая право женщин на образование.
17 марта 1912 она скончалась. Ее похоронили в семейном склепе рядом с мужем.
Анна Философова не дожила до революции. Она не увидела, как большевики закрыли Бестужевские курсы. Как в Богдановском разрушили церковь и вырубили парк — теперь там размещалась коммуна «Ленинский путь». Склеп тоже разграбили.
Местная газета писала: «Останки четы Философовых кто-то привязал к саням и развозил по улицам на потеху всякому отребью. Потом долго белели вдоль дороги не преданные земле кости».
А ведь когда-то Анна Павловна укрывала революционеров, помогла бежать из тюрьмы Петру Кропоткину. В конце концов, Бестужевские курсы окончила Надежда Крупская, жена Ленина. Увы, благодарности не последовало.
Елена ПЕТРОВА
Предыдущая⇐ ⇐Верность до гробовой доски⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Шуйские: Взлёт и падение⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru