От волхвов до Распутина

Автор: Maks Сен 5, 2020

Русская земля всегда была богата на пророков и прорицателей. Но если в Европе первую скрипку играли астрологи, претендовавшие на научный подход, то на Руси предсказания будущего больше объяснялись криком души, чем велением разума.

«Скажи мне, кудесник»

У древних славян функции предсказателей вполне официально выполняли волхвы. Принято считать, что это были служители культа, жрецы. Это не совсем верно: волхвы не жили на языческих капищах, не совершали обрядов и не доносили волю Велеса или Перуна до соплеменников. Этим занимались вещуны, ведуны — своего рода шаманы, жившие в каждом племени.

Жрецы тоже предсказывали будущее, но опираясь на ритуальные гадания. То ли по внутренностям жертвенного животного, то ли по языкам пламени — не так уж и важно. Они предсказывали конкретные вещи: погоду, урожай, исход войны. Давали советы вождям, составляли лечебные снадобья. В общем, полагались на собственный опыт и знания и каждый совет чем-либо обосновывали.

Волхвы на одном месте не сидели и ни к какому племени не принадлежали. Они бродили от селения к селению, от капища к капищу. Чем могли, помогали людям. Но волхвы никогда не отвечали просто и понятно на четко поставленный вопрос. Будет дождь или нет — это было не к ним, а к заурядным вещунам, которые ориентировались на приметы.

Все помнят историю Вещего Олега, которому волхвы предсказали смерть от собственного коня. Пророчество, хоть и не буквально, но сбылось, несмотря на все меры предосторожности, принятые князем. Вот примерно так волхвы и отвечали на просьбы предсказать будущее.

Вообще их функцией было не столько развлечение знати пророчествами, сколько забота об общественном благе. Они предупреждали о неурожая или стихийных бедствия, о наступлении мора или нашествии кочевников. Судя по дошедшей до нас информации, будущее являлось перед их мысленным взором как видения.

Волхвы пользовались огромным авторитетом. Перечить им решался далеко не каждый князь. Считалось, что они могут не только видеть реальное будущее, но управлять им. Люди думали, что способности волхвов имеют божественное происхождение. Недаром Пушкин в «Песни о Вещем Олеге» вкладывает в уста князя следующие слова: «Скажи мне, кудесник, любимец богов».

«Чародеи Богу неугодны»

Волхвы остались на Руси даже после принятия христианстваВ 988 году князь Владимир крестил Русь, и для волхвов настали непростые времена. Православная церковь полагала, что добрым христианам будущее знать, мягко говоря, не полезно. Со служителями языческих культов разговор был короткий — кого разогнали, а кого и сожгли вместе с капищами. С волхвами этот номер не прошел.

Упоминания о бродячих кудесниках встречаются до XIV века. Иногда их предсказания вызывали настоящие бунты. Под влиянием волхвов целые города возвращались к языческим верованиям. Так было в Суздале в 1024 году, когда волхвы напророчили неурожайный год и голод, или в Новгороде и Ростове в 1071 году. Тогда двум волхвам, обитавшим в лесах возле Ярославля, явилось видение погибели всей Ростовской земли. Они отправились к княжескому двору, по дороге смущая своими пророчествами народ и собирая сторонников. В итоге все вылилось в восстание против княжеской власти и церкви.

Русские люди охотно принимали внешние атрибуты и даже этические нормы христианства, но отказываться от веры в волхвов не желали. Так что церковным властям пришлось почти 300 лет вести кампанию под лозунгом: «Чародеи Богу не угодны».

Но волхвы не исчезли — эта традиция осталась у финно-угорских племен Поволжья, Ингерманландии, Карелии. К примеру, широко известно мрачное пророчество, сделанное волхвами Петру I во время закладки Петербурга.

Петр приказал срубить старое дерево, которому поклонялись чухонцы. В ответ на месте стройки объявились три старца, обещавших наводнения, пожары и прочие несчастья. Из уст в уста передавались их мрачные предсказания: «Быть Петербургу пусту». В это время не слишком удачно складывались военные действия против Швеции, и панические настроения в едва заложенном городе совсем не устраивали царя.

Он приказал схватить волхвов и отрубить им головы. Перед самой казнью они, уже стоя на коленях, разразились еще более мрачными пророчествами. Первый сказал, что власть потомков Петра I продлится всего 300 лет. Примерно так и вышло.

Второй напророчил городу череду губительных наводнений и гибель от водной стихии. Петербург, как известно, не раз затапливался. Третий волхв выдал самое интересное и сложное предсказание.

Петербургу настанет конец, как только в нем будет похоронен третий по счету вождь, рожденный на востоке.

Злые чухонцы

Москва расположена восточнее Петербурга. Из правящей династии в ней родились сам Петр I и царевич Алексей (родился в Подмосковье). Обоих захоронили в Петербурге.

Потом самодержцы рождались либо в столице, либо западнее ее. Но вот пришло время судить и казнить Емельяна Пугачева — лидера мощнейшего крестьянского восстания. И его почему-то не повезли в Петербург, а предали суду в Москве. Там же и обезглавили.

В обществе поговаривали, что такой приказ отдала сама Екатерина II, знавшая о «чухонском проклятии». Ведь Пугачев родился восточнее Петербурга, а считается ли «вождем» самозванец, пророчество не уточняло. Но, видимо, страх перед волхвами был так велик, что царица решила не рисковать.

Кстати, Александр II родился в Москве, а похоронен в 1881 году как раз в Петербурге. Однако предсказание не сработало: видимо, они сбываются не всегда.

На этом история волхвов на Руси не закончилась. Можно, например, вспомнить, как кудесник из земли эрзян (этническая группа мордвы) в 1768 году бродил по селам и предсказывал большую войну между царицей и ее воскресшим мужем. Вскоре и началась война с Пугачевым, который выдавал себя за чудом спасшегося мужа Екатерины II — Петра III.

Старец был схвачен и доставлен в орган политического сыска — Тайную экспедицию. Там от него ничего не добились и признали сумасшедшим.

Попадались языческие кудесники со своими предсказаниями и позже. Скажем, в 1912 году финские власти жаловались, что «по деревням бродят десятки и сотни старцев, смущающих народ слухами о предстоящей войне». Война начнется через два года.

Наши астрологи

В 1989 году известный астролог Павел Глоба обнаружил в Полоцком архиве рукопись XV века. Манускрипт был составлен неким Василием Немчином, выходцем из литовских земель, перешедшим на русскую службу. Основываясь на астрологии, он предсказал появление Ивана Грозного и основные события его правления, а также Смуту, войны с Турцией, Швецией и Францией. В пророчествах Немчина можно угадать и Петра I с его реформами, и многие более поздние события. Многие астрологи видят даже предсказания революции, Сталина и Горбачева.

Но среди отечественных пророков Немчин стоит особняком. Во-первых, есть сомнения, не являются ли этот таинственный астролог и его манускрипт плодами фантазии Глобы. Во-вторых, на Руси мало полагались на астрологию и влияние небесных тел на судьбу. На ум приходят разве что Симеон Полоцкий и Яков Брюс. Брюс, впрочем, будущее предсказывал как прагматичный и опытный человек, разбиравшийся в настоящих науках.

Зато Симеон Полоцкий достоин отдельного рассказа. В свое время он предпочел службу у царя Алексея Михайловича жизни на родине — в Речи Посполитой. Свой дар видеть будущее Симеон совершенно не выпячивал, но все равно получил известность как прорицатель.

Начнем с того, что Полоцкий угадал точную дату появления на свет Петра I (родился он раньше времени, начертанного лекарями), предвидел многие вехи жизненного пути юного царевича и предсказал роль, которую тот сыграет в истории России. Симеон за 25 с лишним лет знал, что Петр построит новую столицу, будет воевать со Швецией и «вровень встанет с императором Германским». В принципе, все сбылось.

Свои пророчества Симеон обосновывал «законами движения тел небесных». Так что его смело можно назвать русским астрологом. И едва ли не единственным.

«Все будут страдать»

Не всегда предсказания были продуманы и имели под собой какую-то подоплеку. История России знает множество примеров, когда в ответ на несправедливость или жестокость следовало проклятие, своего рода крик души. Широко известно пророчество Марины Мнишек — польской авантюристки и жены самозванцев — о безрадостной судьбе дома Романовых. Марину захватили в плен, когда Земский собор уже избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Но полячка являлась венчанной царицей — ее как жену Лжедмитрия I официально венчали в 1606 году. К тому же у нее был сын Иван. Кое-кто видел в нем законного претендента на трон.

От ребенка избавились. Его отнесли на Лобную площадь и попытались повесить. Но веревка была слишком толстой и никак не затягивалась на детской шее. Палач хотел было добить ребенка дубиной, но потом решил подождать, пока дело довершит декабрьский мороз.

Узнав о смерти сына, Марина Мнишек прокляла род Романовых. Она предрекла, что теперь в этой семье «отцы, дети, жены и мужья будут убивать друг друга», «все будут страдать, как несчастный мальчик», никто из Романовых не принесет своей стране счастья, а закончит династия свое правление так же, как и начала — детоубийством.

Многое, если не все, из этого проклятия сбылось. Петр I отправил в монастырь собственную сестру Софью и первую жену Евдокию, приказал казнить сына, Екатерину II обвиняли в смерти ее супруга Петра III, Александра I — в соучастии в убийстве отца. А закончилась история династии убийством Николая II и его детей.

Бегство от проклятия

Многие члены правящего дома пытались, как говорится, «обрубить хвост» этим проклятиям. Говорят, что идея короноваться в качестве императора пришла в голову Петру I не в последнюю очередь именно из-за желания порвать невидимые нити, связывавшие его с прошлым. Вспоминая мучительную смерть царя и незавидную судьбу его потомков (ранние смерти, бесконечные дворцовые перевороты), приходится признать, что из затеи Петра ничего не вышло.

Обсуждались старинные предсказания и при дворе Александра I. Одно время при нем состоял целый сонм всевозможных гадалок, оккультистов и астрологов. Особую популярность тогда приобрела баронесса Кирхгоф, чьи пророчества сбывались с небывалой точностью.

Конечно, никакой баронессой она не была, но дело не в этом. Кирхгоф буквально завладела разумом Александра I. Ходили слухи, что царь в 1825 году бросил все и, инсценировав смерть, ушел странствовать именно по совету этой «баронессы». Она считала, что так император сможет пресечь действие старинного родового проклятия.

Любопытно, что Кирхгоф винила во всем царя Алексея Михайловича. Дескать, виновником всех фамильных бед стал эпизод с подавлением одного из народных бунтов. Алексей Михайлович, напуганный восставшими, пришел в такое бешенство, что приказал казнить схваченного бунтовщика — стрелецкого полковника — на месте, его старших детей повесить на воротах дома, а младших вместе с женой зарыть по шею в землю и оставить умирать мучительной смертью.

Молодая женщина, умирая, прокляла ненавистного царя и всех его потомков. Из четырех сыновей Алексея Михайловича от первой жены один умер в младенчестве, второй — в 15 лет лет, третий — царь Федор Алексеевич — оказался болезненным и не дожил до 21 года, а четвертый — соправитель Петра Иван — и вовсе был слабоумным и тоже рано умер.

Подвиг юродства

Не лучше обстояли дела с детьми Петра I: из 11 его детей от Евдокии Лопухиной и Екатерины I восемь умерли совсем маленькими, а своего единственного наследника — царевича Алексея — царь погубил из-за политических разногласий.

Проклятие не ослабело и позже: сын царевича Алексея — император Петр II — процарствовал всего три года, скончавшись от оспы в 14 лет. Еще трагичнее была судьба Ивана VI, правнука Ивана — соправителя Петра I. Он всю жизнь провел в темнице и был убит при попытке освобождения. Очень много предсказаний о судьбах России и правящей династии оставил монах Авель.

Свою первую книгу пророчеств он написал в Николо-Бабаевском монастыре под Костромой в 1796 году. Церковное и светское начальство пришло от нее в ужас. Там была предначертана скорая кончина Екатерины II. Правота Авеля стала ясна всем, когда императрица умерла день в день в соответствии с пророчеством.

Многие другие предсказания Авеля также сбылись еще при его жизни: смерть Павла I, нашествие Наполеона, пожар Москвы, победа русской армии, сложности с воцарением Николая I. А самого Авеля сгноили в монастырских тюрьмах, поскольку предсказания будущего церковь считала делом недостойным.

Исключение делалось для юродивых. Это совершенно особенный феномен, присущий именно России. Отринув все мирское, в рубище и рванине скитались они по городам. Юродство — особенный вид религиозного подвижничества. Отказываясь от материальных благ, юродивые становились для окружающих мерилами истины. На Руси считалось, что так можно полнее приобщиться к страданиям Иисуса, стать ближе к Богу и Истине.

Народ был уверен, что юродивым открыто будущее. Василий Блаженный, например, предсказал пожар в Новгороде и чуму в Москве, победы и поражения войск Ивана Грозного.

Не меньшим авторитетом, но значительно позже, пользовалась Ксения Петербургская. Ее бытовые предсказания сбывались со стопроцентной точностью, однако она никогда не делилась своими видениями о будущем страны и Петербурга.

Святые старцы

В XIV-XV веках на Руси зародилось еще одно феноменальное явление. Дар ясновидения стал открываться монахам и даже церковным иерархам. Например, митрополит Алексий предсказал рождение Дмитрия Донского и его победу над монголами. И это не единственное его пророчество. Возвращаясь из Золотой Орды, Алексий остановился в чистом поле и предрек, что на этом месте будет построен огромный город. Много позже там был заложен Саратов.

Остались в истории предсказания о судьбах России, сделанные преподобными Сергием Радонежским и Серафимом Саровским. В отличие от разного рода алхимиков, гадалок и астрологов, они прозревали будущее, а не вычисляли его, как было модно на Западе.

Со временем православная церковь стала относиться к такого рода ясновидению вполне лояльно. От полного неприятия волхвов в России пришли к почитанию святых старцев, прозревавших грядущее. Претендовал на подобный статус и один из самых одиозных российских пророков — Григорий Распутин. Его мнимую святость мы обсуждать не будем. Заметим, что Распутин довольно точно предсказал несчастия, обрушившиеся на Россию.

Царский любимец говорил: «На Петербург опустится тьма. Когда его имя будет изменено, тогда кончится империя». Действительно, когда началась Первая мировая война, Петербург переименовали в Петроград — и вскоре империя рухнула. Осенью 1916 года Распутин предсказывал: «Я предчувствую, что до первого января я уйду из жизни». Говорил, мол, «если меня убьют бояре и дворяне», то «братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга». Распутин не дожил до 1 января 1917 года, убили его «бояре и дворяне», а Россия погрузилась в пучину Гражданской войны.

Впрочем, мрачными пророчествами о тяжелой судьбе России и царской династии мало кого можно было удивить. Различались они в основном степенью трагичности и конкретики. Романовы, наверное, стали мировыми рекордсменами по негативным предсказаниям в их адрес.

Солидарны с такими пророчествами были и ясновидящие, исповедовавшие, так сказать, научный подход. Британский астролог Луис Хамон еще в 1896 году по одной лишь карточке с датой рождения Николая II предсказал его ужасную судьбу: «Он потеряет все, что любил больше всего».

Увы, мрачные прогнозы сбываются гораздо чаще, чем оптимистические. И даже вовремя и точно сделанное пророчество еще никого и ни от чего не уберегло. Так что и отношение к пророкам не всегда было лояльным. Например, после революции заглядывать в будущее стало вообще небезопасно.

Сергей ПРИХОДЬКО



, , , , ,   Рубрика: Историческое расследование

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,141 сек. Потребление памяти:8.15 mb