Запрещённые иконы

Автор: Maks Сен 25, 2022

За время существования православия на Руси было создано большое количество необычных икон. Некоторые из них не признаны официальной Церковью, но тем не менее сохранились в отдельных поселениях Сибири или Русского Севера — и не только почитаются, но и копируются сторонниками веры. Такие образцы религиозного творчества вызывают повышенный интересу исследователей, ведь каждый из них уникален и имеет свою особую историю.

По решению Святейшего Синода

Как известно, икона — это священное для верующих изображение лиц или событий библейской и церковной истории.

Ученые связывают появление этих религиозных картин с древними египетскими масками на саркофагах, которые запечатлевали идеальные черты усопшего.

В IV веке Эльвирский собор (состоявшийся в Эльвире, современной Гранаде) ввел несколько жестких правил — в частности, безбрачие для духовенства и запрет на размещение икон в храмах. Но несколько столетий спустя Седьмой Вселенский собор 787 года утвердил иконопочитание.

В 988 году состоялось крещение Руси, в XI-XII веках христианство распространилось по всем русским землям (в 1054 году произошел раскол данной религии на католицизм и православие).

Считается, что первые русские иконы были созданы не позднее XI века. Образа святых и сцены из библейской истории писались в мастерских при монастырях, иногда сильно различаясь и по технике, и по тематике.

В 1764 году императрица Екатерина II провела церковную реформу, после которой монастыри потеряли власть над принадлежавшими им территориями, ранее свободными от налогов. В том же году Святейший Синод признал многие иконы не соответствующими церковным канонам.

Отметим, что Синод запрещал определенные священные изображения и ранее, и позднее — в указах 1722 и 1772 годов.

Одинаковые лики

Прежде всего запрет относился к смесоипостасным иконам: когда Бог Отец, Бог Сын и Святой дух показывались в виде одной фигуры. Такое представление о Святой Троице порождало ужасающие образы с тремя лицами, четырьмя глазами (двумя основными и двумя по бокам) и тремя ртами. Три ипостаси Святой Троицы оказывались смешанными (отсюда и термин «смесоипостасный»).

Самым популярным из таких изображений был образ Христа с тремя одинаковыми ликами на одной голове. Таким образом иконописцы хотели подчеркнуть, что Святая Троица является единой и неделимой. Большинство из этих икон после 1764 года было уничтожено. Но в России, как известно, строгость законов компенсируется их неисполнением. В частности, одно из смесоипостасных изображений неизвестного тобольского мастера, датированное 1729 годом и занимавшее почетное место над воротами тюменского Благовещенского собора, было перевезено в Ново-Тихвинский женский монастырь Екатеринбурга — и в настоящее время хранится в краеведческом музее города. Похожая участь постигла и некоторые другие трехликие иконы.

Три руки

Богоматерь троеручицаНеобычными являются и иконы, на которых Богородица изображена с тремя руками. По преданию, это связано с жизнью и деятельностью святого Иоанна Дамаскина (в миру — Мансур ибн Сенджун, живший в VIII веке в Дамаске). Занимая высокий пост при дворе халифа, он гневно обличал представителей знати в том, что они предали христианскую веру. Те в ответ оклеветали его перед византийским императором Львом III Исавром. По приказу правителя Мансуру отрубили руку.

Согласно легенде, мужчина всю ночь молился перед образом Богоматери — и отрубленная конечность чудесным образом приросла обратно.

Лев III Исавр, увидев чудо, простил Мансура, а тот принял монашество, взяв имя Иоанн. В память об этом событии иконописцы создали образ, который стали называть Троеручницей. Третью руку Богородицы изображали по-разному — иногда она как бы самостоятельно выходила из оклада, но нередко выглядела принадлежавшей Богородице.

Святейший Синод признал Богоматерь с тремя руками «противною естеству» — но большое количество таких икон не было уничтожено. В настоящее время некоторые из них даже заняли места в церквах. К примеру, в храме Успения Пресвятой Богородицы на Гончарной улице в Москве на иконе у Богоматери три руки: в одной она держит младенца Иисуса, второй указывает на него, а третья лежит на одежде.

С головой пса

Еще одна икона, которую Святейший Синод повелел уничтожить, изображала святого Христофора с головой собаки.

По разным легендам, Христофор Киноцефал («Собакоголовый», мученик, живший в III-IV веках в Римской империи) то ли принадлежал к числу людей, чьи лица сильно заросли волосами, то ли говорил, что предан Иисусу, словно пес. Также есть версия, что он был очень красивым и, чтобы избежать соблазнов со стороны постоянно беспокоивших его женщин, попросил Господа обезобразить его.

После крещения Христофор прославился как проповедник христианства. Римский император Деций хотел хитростью заставить его отречься от Бога, прислав к мужчине двух женщин-блудниц. Но те, вернувшись, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям.

По приказу Деция Христофора сначала бросили в раскаленный медный ящик, а затем отсекли ему голову.

По традиции, пришедшей с Запада, русские иконописцы изображали святого Христофора с собачьей головой. Святейший собор также признал такие иконы «противными естеству» и приказал их уничтожить. Однако многие верующие, особенно старообрядцы, продолжали почитать подобные изображения — и некоторые из них дошли до наших дней. Хотя живописцы официальной Православной церкви после решения Синода стали рисовать Христофора Киноцефала с человеческой головой.

Животные и евангелисты

Нередко на православных иконах можно увидеть странных гибридных существ. Например, на образе, который называется «Единородный Сыне» (хранится в Русском музее Санкт-Петербурга, до середины XIX века находился в старообрядческой молельне), в руках у Иисуса находится голубь с четырьмя головами — птицы, вола, льва и человека. Над каждой из них есть нимб.

Это изображение тетраморфа — то есть существа четырех видов. Его описание присутствует в ветхозаветной книге Иезекииля, где пророк в своем видении узрел Господа и окружающих его колесницу четырех существ: человека, льва, вола и орла, бывших как бы одним целым.

Похожее описание встречается в тексте Апокалипсиса — Откровения Иоанна Богослова. Начиная со II века таких существ стали связывать с апостолами-евангелистами (ангел в образе человека — Матфей, лев — Марк, бык — Лука, орел — Иоанн). Позднее эти символы активно использовали масоны.

На православных иконах тетраморфа изображали и в виде единого четырехглавого существа (как правило, основой композиции был херувим с четырьмя разными головами) и как отдельные фигуры.

Новгородская фреска конца XIV века, украшавшая церковь Спаса Преображения Ковалевского монастыря, разрушенного во время Великой Отечественной войны, сохранилась только на фотографиях. Здесь существо с четырьмя головами — человека, льва, вола и орла — демонстрирует книги Нового Завета.

Иконописцы, особенно старообрядцы, нередко изображали отдельных апостолов в виде соответствующих животных — например, фигуру с головой быка, с нимбом над нею и Евангелием в руках.

Указ Святейшего Синода запретил такие иконы — отныне тетраморфные символы нельзя было изображать как самостоятельные фигуры, они могли только сопутствовать апостолам в человеческом обличье. Но на примере новгородской фрески мы видим, что далеко не все подобные художественные произведения были уничтожены.

Пророк с рогами

Интересны созданные в XVII веке на западных территориях Российской империи иконы, изображающие пророка Моисея с небольшими рогами. По версии исследователей, это следствие ошибки, которую совершил Иероним Стридонский (из города Стридона в Далмации), когда в V веке переводил Ветхий Завет с древнееврейского на латынь. В книге Исход (вторая книга Пятикнижия) рассказывается, как Моисей поднимался на гору Синай, где Господь дал ему скрижали с десятью заповедями. В русском переводе с греческого сказано: «Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним». А вот на латыни это место читается по-другому: «Моисей не знал, что лице его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

Дело в том, что в древнееврейских текстах по традиции не писались гласные, а без них слова «луч» и «рог» выглядят одинаково.

Изображать пророка с небольшими рожками на голове стало традиционным для католичества — даже на скульптуре Микеланджело, созданной в 1513-1516 годах, пророк предстает именно в таком виде. Наличие рогов объясняли тем, что после встречи с Господом Моисей должен был нагонять страх на людей, которые поклонялись Золотому тельцу.

Православные иконописцы западной части Российской империи, региона, близкого к католическому миру, тоже нередко пририсовывали пророку рожки — правда, очень небольшие и напоминающие завитки волос.

Данью традиции можно объяснить изображение Моисея в восстановленном храме Христа Спасителя в Москве, где над головой у пророка нимб в виде двух лучей, напоминающих рога.

Маргарита КАПСКАЯ

  Рубрика: Религии мира 218 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,358 сек. Потребление памяти:9.31 mb