Человек с попугаем

Автор: Maks Май 15, 2020

Передача «Кружатся диски» прожила на Ленинградском телевидении сравнительно долго, с 1984 года до начала 1990-х. И закрыли её по очень простой причине: формат устарел. Но те, кто жили в то время, навсегда запомнили эту музыкальную программу: она была как глоток свежего воздуха.

В середине 1980-х Советский Союз был еще жив, но чувствовалось, что грядут перемены. Начались некоторые послабления. И на телевидении тоже. И вот с конца 1984 года на Ленинградском ТВ начала выходить программа «Кружатся диски». Ее «изобрела» режиссер Клара Фатова, которую можно смело отнести к когорте революционеров отечественного телевидения. Она стояла у истоков таких передач, как «Дискотека», «Околесица», «Домино», «Маленький спектакль», «Рио-Рита», «Песенки моего двора», «7 кресел».

Оригинальный конферанс

Замысел «Кружатся диски» был прост: в течение примерно сорока минут молодой симпатичный ведущий беседовал с самым настоящим попугаем по имени Вака, шутил — такой тогда был оригинальный конферанс. Разговоры с красивой красно-зеленой птичкой породы ара сменялись показами выступлений артистов — по большей части, отечественных. Но мелькали и иностранные звезды — это тогда выглядело не намного менее мощно, чем прорыв в космос. Ведь в центральных газетах середины 1980-х еще нередко попадались леденящие кровь рассказы о тлетворном влиянии всякой современной-новомодной музыки на молодежь.

Название «Кружатся диски» взяли из одноименной песни Давида Тухманова на стихи Игоря Кохановского, припев которой звучал:

Кружатся диски,
Легко и плавно скользя,
Легко и плавно скользя,
Льется свет серебристый. Прощанье близко,
Продлить нам встречу нельзя, Продлить нам встречу нельзя,
Но по-прежнему, кружатся диски.

В главной роли — «Секрет»

Кружатся дискиВ качестве первого ведущего передачи выступил симпатичный двадцатидвухлетний артист, солист бит-квартета «Секрет» Максим Леонидов.

Основательницу передачи Клару Фатову чутье не подвело: эта музыкальная группа, как комета, взлетела на небосклон советской музыки. Четверка подражала распавшейся более десяти лет назад английской группе «Битлз». Музыка великих «битлов» в 1980-х стала историей рока — позже появилось много новых направлений и артистов. Но творчество «Секрета» уходило своими корнями именно в песни ливерпульской четверки (собственно, и название группы взяли из битловской песни «Слушай, ты хочешь знать секрет?») и не воспринималось как нечто пахнущее нафталином. К концу 1984 года, когда впервые вышла «Кружатся диски», в Ленинграде уже завелись «секретоманы» — молодые люди, которые, подражая своим кумирам, носили белые рубашки и красные галстуки-селедки. Выход «на сцену» Максима Леонидова, в которого в те годы были влюблены сотни советских девчонок, обеспечил «Кружатся диски» высокий рейтинг.

Передачу сразу заметили. Вот что в сентябре 1985 года о ней писал в газете «Советская культура» Леонид Парфенов, который тогда служил редактором на Вологодском телевидении: «Уже год выходит в эфир передача «Кружатся диски», стержень которой — непременное участие группы «Секрет». Удачно был найден ведущий Максим Леонидов. И вся тональность программы — чуть стилизованная, чуть ироничная, чуть насмешливая. Через неожиданные ассоциативные образы подаются песни. И при всей традиционности структуры «реприза — песня — реприза — песня» «Кружатся диски» смотрится свежо, она сейчас на подъеме. Ценный опыт: развлекательных передач у нас не хватает, а сделанных умело и со вкусом — подавно». Парфенов всегда обладал уникальным чутьем на все новое, свежее, перспективное…

Попугай Вака к моменту выхода первой передачи уже успел стать звездой. Его хозяева — обычные ленинградцы — уже давали его «напрокат» в программу «Ребятам о зверятах» и в фильм «Приключения принца Флоризеля» (1979).

Диалог ведущего с говорящим попугаем выглядел оригинально. Ясно, что Вака ничего не говорил. Его озвучивал Ричард Богуцкий, артист Театра марионеток имени Е.С.Деммени. Его же голосом, кстати, изъяснялся и говорящий башмак Хоха из детской передачи «Большой фестиваль». «Попугайский» текст писали, естественно, сценаристы. Между прочим, фраза «Хотел, как лучше, а получилось, как всегда» прозвучала впервые из уст Ваки, а не политика Виктора Черномырдина.

В течение примерно сорока минут каждые две недели на Ленинградском телевидении творились настоящие чудеса. Там показывали полузапрещенные группы — такие, как легендарная «Машина времени». В 1985 году в передаче «Кружатся диски» показали клип группы на песню «Знаю только я». Съемками на набережной Невы руководила сама автор программы Клара Фатова.

В одном из первых выпусков программы прозвучал секретовский рок-н-ролл «Тысяча пластинок».

Самым интересным было то, что осенью 1983-го двух главных участников группы «Секрет» Максима Леонидова и Николая Фоменко забрали в армию. Вот что об этом рассказывал сам Николай Фоменко: «Вторую половину армии мы служили в Ленинграде, в Ансамбле песни и пляски Ленинградского военного округа, и наше участие в передаче «Кружатся диски» как раз приходится на это время. Совмещать армию и телевидение приходилось достаточно специфическим способом. Запись происходила чаще всего вечером, и мы бегали сниматься независимо оттого, есть ли у нас увольнительная или нет. К тому времени мы уже были старослужащие, и у нас самих имелись пачки этих увольнительных. Мы заполняли их и отправлялись в самовол». В декабре 1984-го бит-квартет «Секрет» записал для передачи трогательную новогоднюю песню «Последний час декабря», которую исполнили в конце последнего в том году выпуска. Вообще, в то время каждая программа завершалась выступлением «Секрета». Он в СССР приобрел статус эдакого разрешенного рока. Ретростиль а-ля 1960-е был ближе партийному руководству, чем модный тогда тяжелый металл-рок, который уже тонкой струйкой проникал в Советский Союз с «гнилого» Запада.

С новым ведущим

Популярность «Кружатся диски» росла. Зрители с любовью именовали ее «Дружатся киски».

Но в 1986 году из программы ушел Максим Леонидов: группа «Секрет» стала сверхвостребованна. Концертную деятельность и студийные записи стало трудно совмещать с регулярными съемками программы. Его место вскоре занял 25-летний артист театра «Буфф» Евгений Александров. Он позже честно признавался: «Это была просто актерская роль человека, который великолепно разбирается в современной музыке. Хотя я не очень разбирался. Вот Макс Леонидов, который был до меня, в эту музыку врубался». Впрочем, Александров также всегда был поющим артистом. Он стал «продвигать» в передаче песни Игоря Корнелюка, который тогда был музыкальным руководителем театра «Буфф». Евгений спел в «Кружатся диски» песни Корнелюка «Милый», «Пора домой», «Два кота». Все они стали хитами. Особенно запомнился зрителям клип, в котором ведущий гуляет с собакой по набережной Фонтанки и слова «пора домой» обращает к питомцу.

В общем, на Александрова возлагали большие надежды, и он их оправдал. После ухода Леонидова «Кружатся диски» не утратила популярности. В отличие от предыдущего ведущего, Евгений держался за эту работу: он не был участником популярной группы и понимал, что его известность держится на телепрограмме.

Александров сам признавался в том, что растерялся после закрытия передачи: «Я в себя не верил, я искал уже другую профессию. Куда я пойду работать, не понимал. Я не мог играть ничего. Но Исаак Штокбант, руководитель театра «Буфф» сказал: «Жека, да все нормально. Ты что, обалдел, что ли?». И Евгений продолжил актерскую карьеру. Он и сегодня служит актером в театре «Буфф».

Мария КОНЮКОВА

Из выпускников академии

Театр «Буфф» появился в Ленинграде в 1983 году. Основатель театра — народный артист России, профессор Исаак Романович Штокбант. Ядро театрального коллектива составили его выпускники из Ленинградского ЛГИТМИКа.

, , , ,   Рубрика: Искусство и телевидение

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:45. Время генерации:0,140 сек. Потребление памяти:8.19 mb