Лагерь для Хрущёва

Автор: Maks Сен 13, 2020

Многим советским зрителям после просмотра кинокомедии Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» казалось, что они находятся во сне. Как советская цензура могла пропустить фильм, так смело критикующий социалистическую реальность? Сегодня это можно объяснить цепью счастливых случайностей и честных поступков.

Картину «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» начали снимать в 1963 году — в разгар хрущевской оттепели.

Талантливый дебютант

Семидесяти четырех минутный фильм стал дипломной работой режиссера Элема Климова, которому в будущем предстояло сделать такие выдающиеся работы, как «Агония» и «Иди и смотри». Климову в виде исключения позволили снять полнометражное кино на «Мосфильме» без диплома о высшем профильном образовании и в качестве, как уже было сказано выше, дипломной работы. Такое особое отношение связано с тем, что Элем Германович еще во время учебы был настоящей звездой ВГИКа. Возможно, не последнюю роль в предоставлении зеленой улицы постановщику сыграл тот факт, что Климов был сыном сотрудника Комитета партийного контроля при ЦК КПСС

Уже первые профессиональные опыты начинающего режиссера были смелыми. Чтобы выделиться в профессии, нужно браться за сложные задачи — понимая это, Элем Германович стал работать с самыми трудными актерами — с детьми. Еще в студенческие годы будущий постановщик сделал две работы — эпизод и короткометражку — с участием маленьких актеров и тем самым обратил внимание руководства на свое творчество.

К концу обучения тридцатилетний режиссер захотел снять нечто острое, выбивающееся из общего хора лакировочных фильмов. Первый сценарий, критикующий советскую реальность, руководство не пропустило. Климов от своего замысла не отказался. О его намерении узнали сценаристы Семен Лунгин и Илья Нусинов. Этот творческий дуэт был одним из самых гармоничных в советской культуре. И Лунгин, и Нусинов восприняли хрущевскую оттепель эйфорически. В начале 1960-х годов у них появилась постоянная работа. Оба были страстными противниками сталинизма. При том у Нусинова были личные счеты со Сталиным: его отец, профессор Нусинов, известный литературовед, был арестован и погиб в сталинской тюрьме. Лунгину с молодости претила ложь, лившаяся с экранов. В 1960 году экранизировали их сценарий «Тучи над Борском».

Уже само название комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» ясно указывает на двойные стандарты, которые в СССР царили в самых разных областях.

Климов прочитал рассказ о школьнике, которого из пионерского лагеря изгнал директор по фамилии Дынин, дурак, формалист и самодур. Обиженный мальчик Костя Иночкин побоялся возвращаться домой и остался в лагере: стал жить под деревянной трибуной на центральной площади. Дети тайно его кормили…

Картина о противостоянии воспитанников пионерлагеря и его бездарного руководителя явно намекала на разногласия между тогдашним генсеком Хрущевым и частью советского общества. В сценарии издевательски показана «кукурузная» кампания Хрущева: на празднике в лагере главным героем должен стать пионер в громоздком, уродливом костюме «кукурузы — царицы полей». Вообще, саму жизнь в подполье, под сценой, можно считать метафорой диссидентства. Семен Лунгин с молодости вращался в диссидентских кругах.

В большой спешке

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»Но сценарий пропустили, несколько недосмотрев. И Климов торопливо принялся за съемки: он хотел закончить картину, пока ее не «закончили» сверху.

По сценарию лагерь находился на берегу реки, поэтому ассистент Климова пришел в обычную московскую школу и сказал детям: есть возможность сняться в кино. Но возьмут тех, кто умеет плавать. Школьник Витя Косых сказал, что плавать умеет, хотя плавать он не умел. Но именно его взяли на роль, потому что он оказался артистичен и очень понравился Климову и его жене, также замечательному режиссеру, Ларисе Шепитько, которая помогала мужу на съемках «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

Евгения Евстигнеева на роль директора пионерлагеря Дынина пришлось утверждать с боем. Климов предложил сниматься Леониду Куравлеву, который поднаторел в исполнении «партий» простоватых, неумных мужичков. Но артист отказался сам — в это же время шли съемки фильма Василия Шукшина «Живет такой парень», где будущий классик советского кино дал актеру одну из главных ролей. Худсовет хотел, чтобы бюрократа сыграл Игорь Ильинский, который отлично справился с аналогичной ролью в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Но Климов понимал: нельзя повторять чужую работу, хоть и хорошую. И он смог настоять на кандидатуре Евстигнеева, угрожая худсовету своим уходом из фильма. Чиновники настолько обалдели от наглости молодого человека, что утвердили Евстигнеева.

Кони на переправе

Началась работа над картиной. Снимали ее в настоящих пионерских лагерях: в Тульской области, Туапсинском районе Краснодарского края и Ростовской области. Климову съемки давались особенно нелегко: он ни одного дня в своей жизни не провел в пионерском лагере.

Уже в первые дни выяснилось: Витя Косых, мечтая сниматься в кино, соврал о том, что умеет плавать. А его уже утвердили на роль. Климов решил не менять коней на переправе — нанял тренера по плаванию, который за неделю обучил школьника плавать кролем.

Элем Германович оказался прирожденным педагогом: он создал на площадке непринужденную атмосферу — дети смогли расслабиться и выглядеть в кадре естественно. Многие задания режиссер подавал в веселой, игровой форме.

Картину нужно было сдать в мае 1964 года. Но Климов спешил, боясь, что съемки такого острого сатирического фильма закроют. Именно поэтому во время работы над некоторыми эпизодами юные актеры сильно мерзли: им пришлось сниматься в летней одежде. А на дворе стоял октябрь.

У Виктора Косых, ставшего позже профессиональным артистом, остались радужные воспоминания о работе в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Вот как он сам об этом говорил: «Нам посчастливилось, что мы сыграли этих ребят — добрых, чистых, светлых».

Об одном только эпизоде он вспоминал с ужасом. Согласно сценарию, Костя должен с аппетитом есть суп прямо из кастрюли. Сцену смогли снять только с двадцать седьмого дубля. После этого Косых никогда больше в своей жизни не притронулся к рассольнику.

Как и предполагал режиссер, проблемы с цензурой не заставили себя ждать. Председатель Госкино Алексей Романов лично приехал на съемки в Тульскую область и потребовал демонстрации отснятого материала. Климов дальновидно смонтировал самые невинные эпизоды — Романов, удовлетворенный, уехал. На некоторое время все утихло.

Но в начале осени, во время работы в Краснодарском крае, съемочная группа получила по телеграфу приказ прекратить съемки. Климов сделал вид, что телеграммы не получал. И продолжил работу.

В декабре 1963 года чиновники признали фильм «антисоветским» и «антихрущевским». Туповатые члены худсовета, как ни странно, придрались не к пародии на Хрущева с его кукурузными «приоритетами», а к сцене воображаемых похорон бабушки, обвинив авторов картины в цинизме.

И тут вмешался всемогущий директор «Мосфильма» Иван Пырьев, по велению которого многие таланты были спасены, а многие — канули в небытие. Климова Пырьев решил отстоять. За «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» вступился также влиятельный режиссер и педагог Сергей Герасимов.

В общем, картину удалось спасти. Но шла она недолго, «узким» экраном и в основном на утренних сеансах.

Зато сегодня «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — одна из немногих картин, снятых в 1960-х годах, которая смотрится живо и современно.

Мария КОНЮКОВА

ОТМЕЧЕННАЯ КАННАМИ

Несмотря на то что фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» в 1964 году показывали на утренних сеансах и недолго, его посмотрели 13,4 миллиона зрителей. В 1966 году картина получила приз конкурса «Молодежная встреча» на Каннском кинофестивале.



, , , ,   Рубрика: Искусство и телевидение

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,201 сек. Потребление памяти:8.11 mb